Как создать себе псевдоним. Красивые псевдонимы «никнеймы. А также наши блоги

У каждого свои. Главное, выбрать благозвучное, запоминающиеся авторское имя, подчеркивающее индивидуальность и достоинства владельца. Многие знаменитости вошли в мировую историю именно под псевдонимом. Миллионы поклонников помнят Мэрилин Монро, Брюса Ли, Марка Твена, Фредди Меркьюри, Боттичелли, не зная их реальных имен.

Чаще других в своей трудовой деятельности используют псевдонимы писатели, актеры, певцы, художники, спортсмены, политики. Очевидно, что в большинстве это люди богемных профессий. Фрилансеров тоже можно отнести к творческим личностям, нуждающимся в самовыражении. Псевдоним, который приведет автора к успеху, подобрать не так сложно, как представляется на первый взгляд. Достаточно воспользоваться несколькими полезными советами.

Совет №1 . Псевдоним можно сделать из вариаций реальных фамилии и имени или использовать имена родственников. Например, Деметрия Джин Хармон сократила свое имя, оставила фамилию первого мужа и теперь известна как голливудская актриса Деми Мур. Детский писатель и поэт Николай Васильевич Корнейчуков подписывал свои произведения псевдонимом Корней Чуковский.

Совет №2 . Удачные псевдонимы получаются при замене собственных фамилии и/или имени на более «говорящие». Новое имя может быть привязано к роду деятельности, положительным качествам или просто красивым словам. Так советский эстрадный артист Лазарь Вайнсбейн стал Леонидом Утесовым, а певец Дэвид Боуи был от рождения Дэвид Роберт Джонс. Фамилия Боуи произошла от названия ножа.

Совет №3 . Псевдоним можно украсить благородными и национальными предлогами-частицами «фон», «ла», «де», «мак» и другими. Фотомодель Хизер Рене Свит для сьемок в журнале Плейбой выбрала псевдоним Дита фон Тиз, под которым продолжила свою эпатажную карьеру. Настоящее имя певца и композитора Криса де Бурга - Кристофер Джон Дэвисон.

Совет №4 . Новое имя не всегда имя в привычном понимании. Им может стать любое интересное слово или произвольный набор букв. Британский музыкант и лидер рок-группы Гордон Мэтью Томас Самнер выбрал для себя псевдоним Стинг (в переводе с английского «жало»). Певицы Глюкоза и Пинк (от англ. «Pink» - розовый) родились под именами Наташа Ионова и Алиша Бет Мур соответственно.

Совет №5 . Перед выбором псевдонима следует подумать о том, как он будет звучать через 10, 20 или 30 лет. Имя не должно ориентироваться на скоротечную моду, не должно быть слишком «детским» и, конечно, не надоесть владельцу с годами.

Совет №6 . Если с появлением псевдонима не связана никакая интересная история, то ее лучше придумать. Клиенты и знакомые обязательно будут спрашивать о происхождении никнейма. Не лишнем станет доскональное изучение этимологии и значения понятий, породивших псевдоним. Красивое звучание может иметь крайне отталкивающий смысл.

Совет №7 . Псевдоним не должен быть слишком распространенным или схожим с уже известными именем или фамилией. Уникальное имя очень полезно с точки зрения поисковых систем Интернета и быстрее запоминается пользователями.

Совет №8 . Перед началом использования псевдонима нужно проверить его произношение и перевод на другие языки. В чужих странах выбранный псевдоним может означать что-то смешное, пошлое или даже запрещенное. Особенно актуален этот момент для фрилансеров, планирующих работать с иностранцами.

Совет №9 . После окончательного выбора псевдонима можно начать его популяризацию. Теперь вся интернет-деятельность должна быть завязана с новым именем – социальные сети, электронная почта, домен, профили на форумах и т.д.

Совет №10 . Некоторые обладатели псевдонима идут дальше и меняют паспорт и другие документы под свое новое имя. Так поступили артисты эстрады Валерия (Алла Перфилова), Катя Лель (Екатерина Чуприна), Дима Билан (Виктор Белан). Наибольшую распространенность такое явление приобрело среди звезд шоу-бизнеса, но и фрилансерам есть над чем задуматься.

Псевдонимы

Псевдоним всегда возникает в результате личной инициативы и этим отличается от фамилии, полученной от предков. Даже искусственные фамилии, которые получали многие крепостные по прихоти барина или чиновника, все равно являются фамилиями, а не псевдонимами. Фамилии крепостным давал кто-то, а не они сами выбирали их. Если только кто-то приходил и просил записать его так, как ему самому хотелось, например Пушкиным или Лермонтовым, тогда он фактически выбирал себе псевдоним.

Псевдонимами считаются все наименования человека, которые он выбирает себе самостоятельно. Слово «псевдоним» в переводе с греческого языка означает «вымышленное имя», так как «псеудос» переводится как «ложный» и «онима» «имя». Фактически псевдоним - это маска, которая прикрывает лицо человека. Но если мы имеем полное право менять свое личное имя и добавлять к нему различные дополнительные имена, то это не распространяется на фамилию, которая переходит к нам от предков. А псевдоним фактически берет на себя функции фамилии в общении с другими людьми. Он тоже определяет некий сценарий, указывает на роль, которую придется человеку играть в обществе в результате его собственного выбора.

Рис. 56. Гороскоп Белого Андрея

Специфика псевдонима состоит в том, что программа и ритм, которые он закладывает в жизни, являются искусственными, надуманными. Это проявленная личная инициатива человека, которая наказуема. Так как принятие этой роли связано с личной инициативой, то полноценно псевдоним начинает проигрываться только через два года, через цикл Марса, планеты личной инициативы. Через два года после того как человек выбрал себе псевдоним и стал им пользоваться в жизни, он полностью вживается в новую роль, которую сам же себе и определил.

Псевдоним - это некая задача, которую берет сам на себя человек в дополнение к его основной программе, заданной настоящей фамилией. И через какое-то время за выполнение новой задачи начинают спрашивать даже более жестко, чем за старую фамилию. Так как псевдоним возникает в результате самостоятельного выбора, за этот выбор приходится расплачиваться более серьезно, чем за те проблемы, которые перешли с фамилией от предков.

В лучшем случае псевдоним позволяет спрятаться за маской и сбросить с себя часть программы, полученной от предков. Но для этого процесс принятия псевдонима должен быть сакральным, связанным с определенным обрядом, позволяющим сбросить первоначальный груз, перешедший с фамилией, а взамен принять на себя какие-то дополнительные обязательства. Поэтому зороастрийцы считали, что псевдоним позволено брать только посвященному человеку, который умеет им грамотно пользоваться. Всем остальным брать псевдонимы небезопасно, так как они могут расплатиться за своеволие. Псевдоним можно сравнить с шагреневой кожей, которая что-то дает, но отнимает гораздо больше, так как за все дары приходится потом расплачиваться. В худшем случае легкомысленное отношение к псевдонимам укорачивает человеку жизнь.

В этом можно убедиться, если проанализировать жизнь людей, пользовавшихся псевдонимами. Многие из них жили меньше того срока, который был им отпущен от природы и который можно было определить через их гороскоп. Например, Андрей Белый, который на самом деле был Борисом Бугаевым, прожил всего лишь 53 года, Саша Черный (Михаил Гликберг) - 51 год, Игорь Северянин (Игорь Лотарев) - 54 года. В очень редких случаях обладатели псевдонимов живут дольше предписанного судьбой срока. Продолжительность нашей жизни определяется нашими предками, и поэтому когда мы уходим от выполнения родовых программ, то сами же и сокращаем себе жизнь, лишаемся защиты.

Причем меньше живут обычно те обладатели псевдонимов, которые успешно реализовывали себя и становились известными только с принятием псевдонима. А до этого у них ничего не получалось в жизни. Как правило, человек берет себе псевдоним, чтобы стать знаменитым, добиться успеха. А это означает выбор совершенно других условий по сравнению с полученными изначально вариантами судьбы. Фактически это маскировка, ложь, за которую приходится расплачиваться.

Например, Сергей Киров взял себе псевдоним, так как настоящая фамилия у него была Костриков. В словаре Владимира Даля можно найти, что «костриком» в южных говорах называли рыбу ерша, «костриковым» - строптивого и несговорчивого человека, а в тульских диалектах «кострить» означает «врать, хвастаться». Возможно, что подсознательное влияние программы наследственной фамилии, связанное с желанием выделиться, похвастаться, и подтолкнуло Сергея Кострикова взять себе псевдоним Киров. Этот псевдоним дает возможность получить власть, выделиться, царствовать, так как происходит от персидского имени Кир (Куруш), которое означает «владыка, господин, верховный учитель». Греческое слово «кирос» тоже переводится как «власть, сила, право», и это был один из эпитетов Зевса.

Сергей Киров сам выбрал себе царственную программу с помощью псевдонима. Это дало возможность мальчику, выросшему в приюте, превратиться во всесильного правителя, стать первым секретарем Ленинградского губкома ВКП(б) и фактически управлять царским городом. Но за несоответствие взятой на себя программе псевдонима, который слишком выделил Кирова среди других людей, его же и убрали в 38 лет.

Псевдоним - это в большинстве случаев искусственная программа, которую человек сам себе создает, проблемы, которые он к себе сам же и притягивает, причем проблемы несакральные. И эти проблемы начинают требовать своего решения даже в более жесткой форме, чем наследственная программа фамилии.

Но псевдоним может быть и сакральным. Если человек выбирает себе в жизни какой-то Путь, именно Путь с большой буквы, тогда ему необходим псевдоним. На Востоке сохранилась эта древняя традиция до сих пор, а на Западе фактически была утрачена и переродилась в наши современные несакральные псевдонимы.

Зороастрийцы подбирали на каких-то этапах жизненного пути псевдонимы, чтобы выполнить определенную задачу. Но делали это только с благословения духовного наставника. Зороастрийцы считали, что человек имеет право выбирать себе новые имена и псевдонимы для того, чтобы пройти различные этапы духовного пути в жизни. Эта же традиция перешла и в христианство, поэтому выпускникам духовных семинарий и давали новые фамилии.

В авестийской традиции использовали псевдонимы, но к ним относились как к дополнительной программе, принятой на какой-то отрезок времени. Сама процедура принятия псевдонима носила сакральный характер, и отвечал за этот процесс не сам человек, а религиозный эгрегор. Обычно псевдоним брали в период, когда Сатурн возвращался на свое место в карте рождения человека, т. е. в возрасте около 30 лет. Этот период всегда связан с испытаниями, является проверкой на зрелость и самодостаточность. Поэтому выбирали псевдоним, чтобы проверить себя и стать самостоятельным. Такой псевдоним брали примерно на три года, пока Сатурн проходил целый знак Зодиака, и делали это обязательно под контролем наставника.

В различных тайных обществах сохранились отголоски древней традиции, и их члены обязательно выбирали себе псевдонимы. У большевиков тоже были в ходу псевдонимы: Ленин (Ульянов), Сталин (Джугашвили), Троцкий (Бронштейн), Молотов (Скрябин), Зиновьев (Апфельбаум), Каменев (Розенфельд), Киров (Костриков) и т. д. Такие псевдонимы нельзя считать сакральными, так как брали их не для духовного развития, а для политической карьеры. Тем не менее через носителей этих псевдонимов проявлялись некие сверхчеловеческие силы, так как их поддерживал коммунистический эгрегор.

Фамилия заставляет нас играть какую-то роль в мире, поэтому, выполняя ее программу, мы отвечаем не только за себя. Мы, как актеры, задействованы в неком сценарии, определенном нашей фамилией, и поэтому не имеем права что-то менять в этом сценарии, а можем только хорошо сыграть свою роль. Мы имеем право выбирать свое личное имя, а с фамилией подобные эксперименты не поощряются, так как они затрагивают космические законы. Мы можем придумать себе какой-то псевдоним, но он может у нас и не прижиться. Человека все равно будут называть по-старому, и через какое-то время он поймет, что для него этот псевдоним является лишним, чужеродным элементом.

Но совсем другое дело, если псевдоним придет к нам путем откровения, когда мы вдруг понимаем, что это действительно наша программа. Так было у Максима Горького. Владимиру Ульянову почему-то тоже пришло в голову воспользоваться псевдонимом Ленин, хотя до этого у него была масса различных псевдонимов. Скорее всего, и Сталину его псевдоним пришел как откровение, и он выполнил программу своего псевдонима, указывающего на сталь, закаленное железо.

В отличие от имени, которое можно вычислить по гороскопу, псевдоним не вычисляется. Но он может спонтанно прийти в голову, и человек осознает, что это его новая программа на данном этапе жизненного пути. Например, эстрадный певец Леонид Агутин не знал, что в его гороскопе Асцендент попадает в 11° Льва, указывающий на зайца-агути, но его почему-то осенило назваться Агутиным (его настоящая фамилия Чижов). Образ зайца-агути связан с весельем, абсолютной естественностью и авантюризмом. Программа псевдонима подтвердила показатели гороскопа и помогла полноценно реализовать себя и стать популярным певцом.

Считается, что, пока человека не осенит, пока у него не будет какого-то озарения, как ему теперь себя называть, он не имеет права придумывать себе псевдоним. Все искусственные псевдонимы, выдуманные самим человеком, нежизнеспособны. Например, Михаил Булгаков пытался подписывать свои произведения различными псевдонимами, но все они не прижились. Так же и Антон Чехов, хотя и пытался подписываться Чехонте, все знали его как Чехова. Александр Пушкин тоже пытался воспользоваться псевдонимами, но так и остался Пушкиным. Все псевдонимы, которые прижились и запомнились, пришли свои обладателям путем откровения. В настоящее время это единственный способ отличить истинный псевдоним от искусственного.

В XIX веке жил и работал известный филолог-славянист и поэт Востоков Александр Христофорович, который занимался изучением памятников древнеславянской письменности и в 1843 году впервые издал древнейшую летопись «Остромирово евангелие». Его настоящая фамилия была Остенек, а для литературных публикаций он выбрал псевдоним Востоков. Программа такого псевдонима связана с XI домом, причем с какой-то глобальной миссией, так как указывает не на отдельную местность, а на большой регион - Восток. Александр Христофорович действительно взялся за масштабную работу, начал исследовать грамматики различных славянских языков и заложил основы сравнительного славянского языкознания. Он выполнил добровольно взятую на себя программу псевдонима и прожил достаточно долгую жизнь, умер в 84-летнем возрасте.

На момент откровения, когда вам неожиданно открывается псевдоним, можно составить гороскоп, который покажет, что этот псевдоним значит лично для вас. А на момент провозглашения псевдонима перед другими людьми тоже можно составить гороскоп. Этот гороскоп покажет, как обладатель псевдонима будет взаимодействовать с социумом.

Псевдоним включает новый ритм в судьбе, который можно определить по гороскопу на момент оглашения псевдонима: первого выступления под этим именем в театре или на эстраде, опубликования книги или статьи, подписанной этим псевдонимом.

Иногда псевдоним постепенно превращается в настоящую фамилию. Если человек проиграл сценарий своего псевдонима, а после этого у него рождаются дети, они уже принимают его псевдоним как фамилию. Фактически он становится родоначальником новой фамилии.

Например, Аркадий Гайдар носил псевдоним, так как настоящая фамилия его была Голиков. Голиком называли веник из веток без листьев, голые прутья, связанные в пучок. А Гайдар переводится с греческого как осел. Причем осел в древности считался символом упорства и победы. С ним была связана такая традиция: ослика пускали идти впереди войска перед битвой, следовательно, это ослик, который шагает впереди. Можно связать слово «гайдар» и с тюркскими корнями. Так называли волынщика, человека, игравшего на волынке. В татарской коннице впереди ехали музыканты-волынщики, поэтому так постепенно стали называть всадника, скачущего впереди. Фактически оба корня происхождения этого псевдонима приводят к одной мистерии.

Аркадий Гайдар выполнил программу своего псевдонима, поэтому его сын Тимур вполне мог взять себе фамилию Гайдар. И эту же фамилию он передал своему приемному сыну Егору, который, в свою очередь, тоже проиграл роль ослика или волынщика, шагающего впереди войска. И как только он выполнил эту программу, его сразу же и убрали из правительства. Псевдоним Аркадия Гайдара превратился в настоящую фамилию для его потомков.

Так же произошло и у основателя династии иллюзионистов Кио. По семейному преданию, он однажды увидел надпись «кино», в которой выпала буква «Н», и это было для него моментом озарения - он стал называть себя таким псевдонимом. Псевдоним перешел к его сыновьям Эмилию и Игорю, которые тоже стали иллюзионистами, продолжили дело отца. Псевдоним отца стал для них фамилией, которую они передали своим детям и внукам.

Необычная фамилия певицы Ирины Аллегровой досталась ей от отца, который носил фамилию Саркисов, но взял себе псевдоним Аллегров и передал детям как новую фамилию. Актер Михаил Светин тоже выбрал себе псевдоним, так как на самом деле он был Гольдманом (в переводе «золотой человек»). Он назвал себя Светиным в честь старшей дочки Светы, заменил фамилию псевдонимом в паспорте, и теперь его младшие дети носят новую фамилию.

Как правило, очень любят брать псевдонимы люди, у которых сильно выражен I дом гороскопа, сильный Марс, особенно если одновременно при этом имеются важные показатели в XII доме или в знаке Рыб. Тогда человеку одновременно хочется проявить инициативу и спрятаться под псевдонимом. Например, очень сильный I дом был в гороскопе Максима Горького. В этом доме находилось 8 планет, в том числе и Марс - планета личной инициативы. Кроме этого, были сильно выражены знаки Рыб и Овна, а управитель I и XII домов Сатурн находился точно в Зените гороскопа. С Сатурном связан горький вкус, поэтому псевдоним Горький четко проявил эту планету, указывающую в его гороскопе на высшие достижения в жизни.

Писатель-символист Андрей Белый (Борис Бугаев) имел сильнейший Марс в знаке Скорпиона в точном соединении с Солнцем и при этом сильный XII дом, в котором находились Заходящий Узел и Черная Луна (см. рис. 57). У поэта Игоря Северянина (Лотарева) в гороскопе (см. рис. 58) было мощное соединение Солнца с Марсом и Нептуном, планетой тайн и загадок, являющейся психологическим управителем XII дома, а Луна находилась в знаке Рыб.

Рис. 57 . Гороскоп Северянина Игоря

Рис. 58 . Гороскоп Молотова Вячеслава Михайловича

Наличие сильного XII дома в гороскопе позволяет человеку так спрятаться за псевдонимом, что окружающие забывают о его настоящей фамилии. Все знали настоящие фамилии Ленина, Сталина, но мало кто вспоминал, что настоящая фамилия человека, возглавлявшего советское правительство с 1930 по 1941 год, была не Молотов, а Скрябин. В его гороскопе (см. рис. 59) был очень сильный Марс, значимый I дом, в котором находилось соединение Нептуна и Плутона, и очень сильный XII дом, в который попадало соединение Солнца с Венерой и Белой Луной в знаке Рыб.

Рис. 59 . Гороскоп Агутина Леонида Николаевича

Псевдонимы многих творческих людей выделяли ключевые планеты их гороскопов и помогали им включить более выигрышный вариант судьбы. Так, очень часто пользуются псевдонимами на эстраде. Известная певица Лариса Долина (Мячинская) выбрала себе псевдоним, помогающий творческой реализации и достижению успеха. В Алфавитном Зодиаке (см. рис. 60) пять из шести букв псевдонима проявляют наиболее значимые планеты ее гороскопа: Солнце в соединении с Венерой, Юпитер, Плутон, Хирон и Прозерпину, поэтому псевдоним раскрывает наиболее удачный вариант гороскопа и хорошо запоминается.

Рис. 60 . Гороскоп Ларисы Долиной в Алфавитном Зодиаке

Певица Лада Дэнс от рождения была Ладой Волковой, но тоже выбрала себе псевдоним для выступлений на эстраде. На рисунке 61 приведен ее гороскоп в Алфавитном Зодиаке, отсчитанном от точки Асцендента против часовой стрелки. Первая буква псевдонима «Д» выделила самую важную точку ее гороскопа, мощный стеллиум планет в знаке Девы и X доме, состоящий из Солнца, Меркурия, Плутона и Урана. Псевдоним помог включить программу неожиданного раскрытия талантов, достижения целей и популярности. Так как псевдоним поддержан планетами гороскопа, он хорошо запоминается и «звучит».

Рис. 61 . Гороскоп Лады Дэнс в Алфавитном Зодиаке

Сирин и Алконост. Птица радости и Птица печали. Картина Виктора Васнецова. 1896 год Wikimedia Commons

I. Псевдонимы «со значением»

***
Едва ли не важнейший псевдоним для России XX века — Максим Горький. Принадлежал он Алексею Максимовичу Пешкову (1868-1936), писателю и драматургу, выходцу из самых низов общества. Советская власть любила Горького не столько за дарование, сколько за происхождение и жизненный опыт: одаренный самоучка из Нижнего Новгорода провел молодость в странствиях по России и участвовал в нескольких подпольных марксистских кружках. В 1892 году 24-летний Пешков опубликовал свой первый рассказ «Макар Чудра» в тифлисской газете «Кавказ» и подписал его «М. Горький». Впоследствии литера «М.» стала именем «Максим», вероятно, в честь отца писателя.

Значение вымышленной фамилии «Горький» понятно любому читателю первого сборника рассказов и очерков молодого автора (1898): он писал о ворах и пьяницах, матросах и рабочих, о том, что позже сам называл «дикой музыкой труда» и «свинцовыми мерзостями дикой русской жизни». Успех рассказов Горького был ошеломительным: по данным биографического словаря «Русские писатели», только за восемь лет — с 1896 по 1904 год — о писателе было напечатано более 1860 материалов. А впереди у него была долгая жизнь и колоссальная слава. В частности, его родной Нижний Новгород был переименован в Горький в 1932 году, то есть при жизни автора. И огромный город носил имя писателя, точнее, его псевдоним до 1990 года.

Надо заметить, что Алексей Максимович в молодости недолго пользовался псевдонимом Иегудиил Хламида. Под этим именем он написал несколько сатирических фельетонов на местные темы в «Самарской газете» в 1895 году.

***
Первые романы Владимира Набокова (1899-1977) были опубликованы под псевдонимом В. Сирин. В 1920 году будущий писатель приехал вместе с родителями в Берлин. Владимир Дмитриевич Набоков (1869-1922) был крупным политическим деятелем, одним из учредителей Конституционно-демократической партии, и в послереволюционной эмиграции продолжал заниматься политикой, в частности выпускал в Берлине газету «Руль». Неудивительно, что Набоков-младший начал публиковаться под вымышленным именем, иначе читающая публика пришла бы в полнейшее недоумение от обилия В. Набокова в периодике. Под псевдонимом Сирин были напечатаны «Машенька», «Защита Лужина», «Король, дама, валет», журнальная версия «Дара» и несколько других произведений. Значение слова «Сирин» у читателей сомнений не вызывало: печальная прекрасноголосая райская птица.

***
От собственных имени и фамилии отказался Борис Николаевич Бугаев (1880-1934), войдя в анналы русских поэзии, прозы (и стиховедения) как Андрей Белый. Символистский псевдоним для молодого Бугаева придумал Михаил Сергеевич Соловьев, брат знаменитого философа Владимира Соловьева. Считается, что имя Андрей должно было напоминать о первом из призванных апостолов Христа, а Белый — о белом цвете, в котором растворены все цвета спектра.

***
В 1910-х годах выходец из Херсонской губернии Ефим Придворов (1883-1945) стал публиковать стихи под именем Демьян Бедный. Успех его сочинений был так велик, что в честь этого «большевика поэтического рода оружия» (так о нем отзывался Лев Троцкий) старый город Спасск в Пензенской губернии в 1925 году переименовали в Беднодемьяновск, и под этим названием, надолго пережившим славу пролетарского поэта, город просуществовал до 2005 года.

***
Писатель Николай Кочкуров (1899-1938) выбрал себе говорящий псевдоним с саркастическим оттенком: под именем Артем Веселый в конце 1920-х — начале 1930-х годов он опубликовал несколько популярных в те десятилетия книг о революции и Гражданской войне (роман «Россия, кровью умытая», повесть «Реки огненные», пьесу «Мы»).

***
Ученик Максима Горького Алексей Силыч Новиков (1877-1944), побывавший на русско-японской войне в качестве матроса, прибавил к собственной фамилии одно тематическое слово и стал известен как писатель-маринист Новиков-Прибой. Его перу принадлежат роман «Цусима» (1932), один из самых популярных военно-исторических романов в СССР, и ряд рассказов и повестей. Примечательно, что дебютировал Новиков-Прибой как автор двух очерков о Цусимском сражении, напечатанных под псевдонимом А. Затертый.

II. Псевдонимы экзотические и мистификации

Елизавета Ивановна Дмитриева. 1912 год Wikimedia Commons

Одной из самых известных литературных мистификаций начала XX века была Черубина де Габриак. Под этим именем в 1909 году в символистском журнале «Аполлон» печатала свои стихи Елизавета Ивановна (Лиля) Дмитриева (в замужестве Васильева, 1887-1928). Ей покровительствовал Максимилиан Волошин (чья, к слову, настоящая фамилия — Киреенко-Волошин). Вместе им удалось создать обаятельную и таинственную литературную маску, и «Аполлон» во главе с Сергеем Маковским опубликовал два цикла стихотворений юной и знатной испанки-затворницы Черубины. Вскоре мистификация раскрылась, одним из неожиданных последствий этого разоблачения стала дуэль Николая Гумилева, ранее ухаживавшего за Васильевой, и Максимилиана Волошина на Черной речке (из всех мест Петербурга!). К счастью для русской поэзии, этот поединок завершился бескровно. Интересно, что Вячеслав Иванов, в «Башне» у которого бывала и сама Дмитриева, согласно воспоминаниям Волошина, сказал: «Я очень ценю стихи Черубины. Они талантливы. Но если это — мистификация, то это гениально».

***
В середине 1910-х годов в московских изданиях регулярно печатали стихи, фельетоны и пародии язвительного Дон-Аминадо. Это экзотическое имя выбрал себе Аминад Петрович Шполянский (1888-1957), юрист и литератор, мемуарист. Его пародии на известных поэтов начала века, включая Бальмонта и Ахматову, пользовались большим успехом. После революции Шполянский эмигрировал. Его афоризмы, популярные у читателей эмигрантской русскоязычной периодики, вошли в сборник «Нескучный сад» как единый цикл, озаглавленный «Новый Козьма Прутков».

***
По разряду экзотических должен проходить псевдоним Александра Степановича Гриневского (1880-1932): автор неустаревающих романтических повестей «Алые паруса» и «Бегущая по волнам», создатель звучных вымышленных городов Зурбаган и Лисс подписывал свои книги короткой иностранной фамилией Грин.

***
Имя Надежды Александровны Бучинской, урожденной Лохвицкой (1872-1952) мало что говорит современному читателю, но ее псевдоним — Тэффи — известен гораздо лучше. Тэффи — один из самых колких авторов в русской литературе, автор неподражаемой «Демонической женщины» и многолетний сотрудник «Сатирикона», главного юмористического журнала дореволюционной России. В рассказе «Псевдоним» Тэффи объясняла происхождение этого имени от «одного дурака», потому что «дураки всегда счастливы». Кроме того, выбрав странное, ничего не значащее, но звучное и запоминающееся слово, писательница обошла традиционную ситуацию, когда женщины-литераторы скрываются за мужскими псевдонимами.

***
Даниил Иванович Ювачёв (1905-1942) пользовался десятками псевдонимов, но самый известный из них — Хармс. Сохранилась анкета, которую заполнил в 1925 году поэт. Своей фамилией он назвал Ювачёв-Хармс, а на вопрос, есть ли у него псевдоним, ответил: «Нет, пишу Хармс». Исследователи связывали это короткое, запоминающееся слово с английским harm («вред»), французским charme («очарование»), санскритским dharma («религиозный долг, космический закон и порядок») и даже с Шерлоком Холмсом.

***
В раздел экзотических псевдонимов просто обязан попасть Гривадий Горпожакс. Перу этого автора принадлежит, увы, всего одно произведение — пародия на шпионский роман под названием «Джин Грин — неприкасаемый» (1972). За невозможным Гривадием скрывались сразу три автора: поэт и сценарист Григорий Поженян (1922-2005), военный разведчик и писатель Овидий Горчаков (1924-2000) и не кто иной, как сам Василий Аксенов (1932-2009). Пожалуй, после Козьмы Пруткова это самый яркий коллективный литературный псевдоним.

III. Перелицованные фамилии, или анаграммы


И. Репин и К. Чуковский. Шарж Маяковского из альбома «Чукоккала». 1915 год feb-web.ru

Почти наверняка самый-самый массовый автор XX века из писавших на русском языке — это Корней Чуковский: в России трудно вырасти без «Айболита» и «Телефона», «Мухи-Цокотухи» и «Мойдодыра». Автора этих бессмертных детских сказок при рождении звали Николай Васильевич Корнейчуков (1882-1969). Он еще в молодости из своей фамилии создал вымышленные имя и фамилию, а через несколько лет добавил к ним отчество Иванович. Дети этого замечательного поэта, переводчика, критика и мемуариста получили отчества Корнеевичи и фамилии Чуковские: нечасто встречается такое «глубокое» использование псевдонима.

***
Составлять псевдонимы, переставляя буквы собственного имени, — давняя литературная игра. Например, прославленный баснописец Иван Андреевич Крылов (1769-1844) несколько раз пользовался дикой, но симпатичной подписью Нави Волырк. В XX веке псевдоним-анаграмму выбрал себе Марк Александрович Ландау (1886-1957), более известный как Марк Алданов, автор тетралогии «Мыслитель» о французской революции, трилогии о русской революции («Ключ», «Бегство», «Пещера») и нескольких других больших и малых произведений.

***
Значение псевдонима Гайдар, взятого Аркадием Петровичем Голиковым (1904-1941), классиком советской детской литературы, до сих пор вызывает вопросы. По мнению Тимура Аркадьевича, сына писателя, разгадка такова: «„Г“ — первая буква фамилии Голиков; „ай“ — первая и последняя буквы имени; „д“ — по-французски „из“; „ар“ — первые буквы названия родного города. Г-АЙ-Д-АР: Голиков Аркадий из Арзамаса».

IV. Псевдонимы для публицистики

Иллюстрация из книги «Key to the upper Devonian of southern New York: designed for teachers and students in secondary schools». 1899 год Зубило — инструмент для обработки металла или камня. Internet Archive Digital Library

Печататься под псевдонимом в качестве литературного критика — давняя журнальная традиция даже по скромным (в хронологическом отношении, не в качественном) российским меркам. И солнце русской поэзии не брезговал подписываться вымышленным именем (Феофилакт Косичкин). Так что к началу XX века псевдонимы публицистов стали только что не обязательным явлением. Скажем, Николай Степанович Гумилев (1886-1921), публикуясь в собственном журнале «Сириус», пользовался псевдонимом Анатолий Грант . А Юрий Карлович Олеша (1899-1960), сотрудничая в прославленном сатирическом отделе газеты «Гудок», подписывался как Зубило.

***
Публицистический псевдоним должен был быть броским, иначе на него могли бы не обратить внимания читатели. Так, поэтесса и писательница Зинаида Гиппиус (1869-1945) подписывала критические статьи в журналах «Весы» и «Русская мысль» как Антон Крайний. Среди личин Валерия Брюсова (1873-1924) были и Аврелий, и Гармодий, и Пентаур. А автор популярных в начале XX века повестей для юношества, историк книги и мемуарист Сигизмунд Феликсович Либрович (1855-1918) печатался в «Вестнике литературы», подписываясь Лукианом Сильным.

V. Псевдонимы «по обстоятельствам»

Иван III разрывает ханскую грамоту. Картина Алексея Кившенко. 1879 год Wikimedia Commons

Семнадцатилетняя Анна Андреевна Горенко (1889-1966) не рискнула публиковать первые стихотворения под своим именем и взяла в качестве псевдонима фамилию прабабушки — Ахматова. Под татарским именем она и осталась в литературе. В автобиографическом очерке «Будка», написанном в 1964 году, она остановилась на важности этого имени для истории: «Моего предка хана Ахмата убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго».

***
Оба автора «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» писали под псевдонимами. Евгения Петрова (1902-1942) в действительности звали Евгением Петровичем Катаевым, он был младшим братом Валентина Катаева (1897-1986) и предпочел стать знаменитым под вымышленным (полувымышленным в его случае) именем. Илья Ильф (1897-1937) при рождении получил имя Илья Арнольдович Файнзильберг, но сократил его почти до инициалов — Иль-ф.

***
Отдельную главу в рассказе о псевдонимах должны составить писатели, изменившие свои немецкие, польские, еврейские фамилии на русские. Так, автор «Голого года» и «Повести непогашенной луны» Борис Пильняк (1894-1938) при рождении носил фамилию Вогау, но изменил ее для публикации первых юношеских сочинений и в дальнейшем печатался только под вымышленной фамилией, означающей жителя деревни, где пилят лес.

***
Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945), автор неустаревающих «Записок врача», происходил из старой шляхетской семьи Смидовичей; крупный деятель большевистского движения и партийный начальник в советское время Петр Смидович — троюродный брат писателя.

***
Путешественник Василий Янчевецкий (1874-1954), занявшись исторической беллетристикой и преуспев на этой ниве, сократил свою фамилию до Ян. Под этим именем его и знают читатели «Огней на курганах», «Чингисхана» и «Батыя».

***
Автор «Двух капитанов» Вениамин Александрович Каверин (1902-1989) родился в семье Зильберов, но, вступив на литературное поприще, позаимствовал фамилию у друга А. С. Пушкина, удалого гусара и повесы Петра Каверина. Замечательно, что диссертацию в Ленинградском университете Зильбер защитил по Осипу Сенковскому, популярнейшему в середине XIX века литератору, прославившемуся под псевдонимом Барон Брамбеус. А уж Осип Иванович был мастер псевдонима: он подписывался, среди прочего, «Иваном Ивановым сыном Хохотенко-Хлопотуновым-Пустяковским, отставным подпоручиком, помещиком разных губерний и кавалером беспорочности» и «доктором Карлом фон Биттервассером». 

Сценические псевдонимы кем только не используются - и музыкантами, и актерами, и спортсменами, и танцорами, и даже... кхм... в общем, многими. Сценический псевдоним поможет дополнить образ исполнителя, позволить ему выстроить более прочную связь с его зрителями, а также помочь исполнителю четко разграничить личное и сценическое - в том числе и свою жизнь.

Шаги

Выбор сценического псевдонима

    Что же может дать вам сценический псевдоним? Хороший вопрос. Тут уместно рассмотреть сразу несколько важных вопросов.

    • Брендинг : сценический псевдоним может стать вашей, так сказать, товарной маркой - вашим брендом!
    • Разграничение личной и профессиональной жизни : в качестве псевдонима сгодится что угодно, даже то имя, которым вас зовут домашние. Впрочем, куда лучше, когда псевдоним и реальное имя не пересекаются между собой.
    • Возможность выделиться : если ваше реальное имя очень распространенное, то псевдоним поможет вам выделиться и запомниться.
    • Мера борьбы с предубеждениями : в прошлом псевдонимы использовались в том числе и для того, чтобы избежать дискриминации в той или иной форме. К счастью, в наши дни эта причина практически не используется. К слову сказать, именно по этой причине некоторые женщины в свое время не выступали под двойными фамилиями.
  1. Выберите псевдоним, отражающий ваш внутренний мир. Собственно, псевдонимы - способ самовыражения, так почему бы и не подумать, что можно было бы подчеркнуть таким образом? Подумайте и о том, как будет пересекаться ваш стиль выступления с псевдонимом.

    Пусть с вашим псевдонимом будет связана какая-то история. В конце концов, люди захотят узнать, почему вы назывались именно так, а не иначе. Если же история... кхм... скучная, то попробуйте придумать что-нибудь более выдающееся.

    Изучите выбранный вами псевдоним. Почитайте книги и сайты, где написано про значение имен, их историю и все такое прочее. Адекватны ли значение и история выбранного вами имени тому, что оно должно (по-вашему) значить?

    Выберите имя, которое без проблем можно найти. Подумайте о том, как вас будут искать в поисковиках. Если ваш псевдоним состоит из одного слова, да и то - весьма распространенного, то вас может быть очень и очень сложно найти в сети.

    Выберите псевдоним, который будет расти вместе с вами. Конечно, может быть соблазн выбрать что-то современное и актуальное именно сейчас, однако не стоит гнаться за модой. Подумайте, будет ли звучать такой псевдоним лет через 10 или 20? Будет ли он подходить матерому исполнителю так же хорошо, как и начинающему?

    Используйте ваше среднее/второе имя. Если у вас двойное имя, то второй его компонент может стать приличным псевдонимом. За примером далеко не пойдем: реп-исполнитель Дрейк (Drake) по паспорту и вовсе Обри Дрейк Грээм (Aubrey Drake Graham). А вот Анджелина Джоли Войт и вовсе сделала свое второе имя фамилией.

    Вдохновитесь вашим семейным древом. Может, имя вашей прапрабабушки или, скажем, среднее имя вашего двоюродного дедушки станут замечательными псевдонимами, кто знает. Опять же, семье будет приятно.

    Используйте фамилию в качестве сценического псевдонима. Да, некоторые исполнители поступают так. Причины у всех разные: у кого-то имя сложно выговорить, кому-то оно просто не нравится... В общем, если что, знайте - это вариант.

    • Некоторые исполнители начинали выступать под своими полными именами, ну или хотя бы под своими именем и фамилией. Начало, так сказать, карьеры с чистого листа может потребовать нового псевдонима, однако порой уместно воспользоваться той репутацией и признанием, что связаны с вашим старым псевдонимом - в таком случае можно выбросить из псевдонима фамилию и выступать под одним лишь именем.
    • Можно поступить и наоборот - добавить к имени, если вы выступаете под ним одним, фамилию.
    • Можно изменить и фамилию. Некоторые знаменитости так и поступали - например, после замужества Кортни Кокса стала Кортни Кокс-Аркетт... впрочем, после развода она снова стала просто Кортни Кокс.
  2. Выберите тот же псевдоним, что и у ваших родителей. Если не вы первый в семье, кого позвал свет софитов, то есть смысл воспользоваться псевдонимом родственников - так вас будет проще узнать фанатам и нанимателям.

    • К примеру, Карлос Ирвин Эстевез стал Чарли Шином, чтобы указать на то, что он сын Мартина Шина - Рамона Антонио Жерардо Эстевеза. А вот брат Карлоса, Эмилио, оставил настоящую свою фамилию.

Форматирование и написание сценического псевдонима

  1. Подумайте, нет ли смысла изменить написание псевдонима. Если у вас есть имя, которое вам нравится, вы можете слегка поиграться с орфографией, если, конечно, ваш язык такое позволяет. Английский, к примеру, позволяет (группа Gotye, чье название произносится как “Го-ти-ай”, названа так в честь французской фамилии Gaultier).

    • Порой, впрочем, это излишне, особенно когда речь заходит о том, чтобы добавлять лишние буквы. Если ваш псевдоним сложно произнести, так на пользу вам это не идет.
  2. Не стоит использовать символы в псевдониме. Да, заменить С на $ или сделать что-то в том же духе может показаться классной идеей, однако подумайте - как это произносить?! Как записывать?! Даже если вы и знаете удачные примеры, то все же лучше воздержаться.

    Добавьте немного экзотики. Иной псевдоним от этого только выиграет, что особенно актуально для исполнителей в стиле бурлеск или пинап. Частицы «да», «фон» или «ла» - то самое, о чем мы говорим.

    Подумайте, как будут произносить ваш псевдоним люди. Если у вас ну очень уж уникальный псевдоним, то может оказаться, что люди скорее сломают язык, чем произнесут его верно. Кувенжаней Уоллис (Quvenzhané Wallis), Сирша Ронан (Saoirse Ronan) или Ральф Файнс (Ralph Fiennes) только для русского глаза кажутся вполне простыми именами - на их родных языках ситуация в корне иная, порой даже без отдельных подсказок о произношении дело не обходится!

    • Подумайте, нельзя ли записать ваш псевдоним как-то иначе, так, чтобы его все могли прочесть.
    • Впрочем, если вы всемирно известны, то проблемы это составлять уже не будет.
  3. Подумайте о том, как зазвучит ваш псевдоним в других странах. Собственно, не будет ли он звучать странно, смешно или даже грубо? Интернет дает вам возможность проверить все заранее.

    Будьте последовательны в написании псевдонима. Не стоит менять написание по первой же прихоти, пусть все будет постоянно и одинаково. Схема такая: один раз выбрали и пишем так до конца.

Работа со сценическим псевдонимом

    Опробуйте ваш псевдоним. Возможно, вам-то псевдоним очень нравится, но не факт, что он будет звучать так же хорошо, когда конферансье объявит ваш выход. Подумайте об этом хорошенько и заранее, считайте это чем-то вроде рыночного тестирования вашего псевдонима.

История создания псевдонимов уходит в далекое прошлое. Само слово имеет греческие корни, и перевести его можно как «ложное имя». Известные люди часто меняли фамилию, но их мотивы кардинально отличались друг от друга.

Для чего нужен псевдоним?

В Древнем Китае и Японии новые имена брали великие поэты, когда достигали известности. Они хотели быть уверены, что их слава не просто дань моде, а признание истинного таланта. Многие авторы проходили творческий путь заново несколько раз.

Часто мотивом скрыть имя был страх - с 17-го века под псевдонимами прятались актеры и писатели, дабы не опозорить дворянский род и не навлечь на свою голову гнев общества. В царской России революционеры, стремящиеся избежать преследования, вели подпольную деятельность под вымышленными транспарантными кличками.

Еще один мотив смены имени - неблагозвучность звучания. Певец Криворотов вряд ли мог покорить сердца фанаток в 80-е годы 20-го века, зато Андрей Разин справился с этой задачей наилучшим образом. Современные звезды кино также предпочитают яркие и звучные псевдонимы своим простоватым фамилиям - удачно выбранный вариант быстро становится известным во всех уголках планеты.

Интернет также диктует свои правила людям, стремящимся быть в центре Всемирной сети. Каждый второй сайт предлагает придумать второе имя или ник (nickname), а пользователям приходится задействовать всю свою фантазию, чтобы не потеряться в просторах паутины. Как выбрать себе псевдоним для разных случаев, попробуем разобраться в этой статье.

Псевдоним с «изюминкой»

Самое главное в псевдониме - это его оригинальность и запоминаемость. Имя должно вызывать любопытство собеседника и желание разгадать загадку. Желательно, чтобы ник ассоциировался с его носителем и легко воспринимался на слух.

Очень важно учитывать обстоятельства, в которых будет использоваться псевдоним. Недопустимо использовать в деловом общении ник Milashka, зато на сайте знакомств его присутствие будет оправдано.

Конечно, всегда можно воспользоваться плодами чужого умственного труда и присвоить себе имя из какого-нибудь сетевого каталога. Однако придумывать оригинальные имена, которые не повторяют никого, всегда интереснее.

Познай себя

Довольно часто люди подходят к проблеме выбора имени слишком серьезно. В этом
случае вымышленные ники звучат слишком вычурно и громоздко. Как придумать псевдоним, чтобы он легко воспринимался, не вызывал раздражение или недоуменную улыбку? Лучше всего обратиться к своему прошлому и подумать, как вас назвали друзья и родственники. Часто близкие люди очень тонко подмечают детали характера и придумывают точное сравнение. Может случиться так, что придумывать ничего не придется, так как хорошее прозвище уже давно хранится в вашей памяти.

Как придумать фамилию-псевдоним?

Люди творческих профессий всегда стремились сменить скучную фамилию, доставшуюся им по наследству. Яркое имя на афише или экране телевизора привлекает внимание публики и заставляет по-новому взглянуть на личность актера или музыканта. Рассмотрим несколько способов рождения данного вида псевдонима и попробуем ими воспользоваться в реальной жизни:


Женские псевдонимы

Милые девушки, прежде чем придумывать оригинальный псевдоним для общения в интернете, хорошо подумайте, каких целей вы хотите достичь! Какой псевдоним можно придумать девушке, живущей в сети? Все зависит от поставленной задачи.

  1. Соблазнение. Такие ласковые прозвища, как «Лапуля», «Сладкая» или «Киска», подойдут в этой ситуации как нельзя кстати. Однако не стоит рассчитывать на серьезное отношение к своей персоне со стороны мужского пола. Псевдонимы такого типа рассчитаны на быструю инстинктивную реакцию, которая может повлечь за собой неприличные предложения, оскорбления и насмешки. Иногда данные псевдонимы вызывают обратный эффект - отвращение и негатив.
  2. Онлайн-игры. Какой псевдоним придумать девушке, любительнице сетевых игр? Смелые дамы не стесняются и гордо именуют себя «Леди Молот», «Воительница», «Королева Ночи». Минус подобных ников заключается в том, что у других игроков может появиться желание проверить на прочность броню их обладательниц. Если вы готовы отразить все нападки, то решение принято правильно.
  3. Знакомство. Для желающих построить личное счастье с помощью сайтов знакомств рекомендуется выбирать романтические имена, которые продемонстрируют женственность и обаяние девушки. Например, это может быть собственно имя, написанное латинским шрифтом. Усилить эффект поможет оформление псевдонима, когда вместо одной буквы будет графический значок (сердце или цветок).

Псевдоним для мужчины

Мужчины, как представители сильной половины человечества, всегда стремятся продемонстрировать силу и уверенность во всех сторонах жизни. И здесь важно не переборщить. Псевдонимы типа «Секс-машина» или «Дамский Угодник» могут только вызвать не только недоумение, но и смех.

Надо понимать, что женщины ценят ум, чувство юмора и умение зарабатывать деньги. Как придумать псевдоним такому мужчине? Очень просто - воспользуйтесь мифологическим словарем и учебником истории. Имя, позаимствованное у античного героя, покажет образование и начитанность его обладателя.

Какой ник выбрать?

Какой придумать псевдоним «В Контакте», «Одноклассниках» и Facebook? Любители общаться в социальных сетях как никто знают о трудностях выбора псевдонима. И это не удивительно - тысячи человек ломают голову над тем, как преподнести себя бывшим одноклассникам и нынешним коллегам в наиболее выгодном свете. Для подростков, общающихся со своими ровесниками в чатах и группах, очень важно не затеряться среди оригинальных ников и привлечь к себе максимальное внимание. Чтобы решить эту задачу, попробуем использовать наиболее оригинальные способы ее решения.

Как придумать псевдоним для социальных сетей?


Результаты использования псевдонима

В результате творческих усилий рождается масса вариантов псевдонимов и появляется новая проблема - проблема выбора. Не обязательно останавливаться на каком-то одном слове, лучше испытать в деле все понравившиеся варианты. Пообщавшись в сети какое-то время под новым ником, можно понять его плюсы и минусы. Если собеседников становится больше и популярность растет, то вы на правильном пути. Если же дела пошли хуже, то следует подумать об ошибках. Возможно, этот ник неуместен для данного ресурса и только мешает выполнению поставленных задач. Не нужно отчаиваться - отрицательный итог служит хорошим поводом для новых свершений, а творческий подход поможет получить нужный результат.

В свою очередь, мы надеемся, что статья помогла получить ответ на вопрос «Как придумать псевдоним?», а наши советы показали вам новые способы образования оригинального имени.