Компьютер для людей с ограниченными возможностями информация. Компьютер помогает инвалидам. Некоторые модели и их особенности

Среди нас есть люди, которым сложно делать то, что мы считаем простым. Это может касаться любой стороны жизни, в том числе и взаимодействия с компьютером. А еще это напрямую может касаться ваших близких, которым вы можете помочь. Этот текст адресован вам, ведь именно вы можете его прочитать, для вас нет никаких сложностей в наборе текста и управлении мышью. Давайте разберемся с тем, как облегчить работу на ПК тем, для кого все это не так просто.

Этот обзор открывает на МТС/Медиа цикл инструкций для людей с ограниченными возможностями и, может быть, даже в большей степени для тех, кто может им помочь во всем разобраться. Мы начинаем с персонального компьютера и возможностей, которые встроены в самую популярную в мире операционную систему для ПК - Windows 7. Сразу оговоримся, что и новая родственная ОС Windows 10 обладает схожими функциями.

Windows 7 поможет управляться с ПК тем, у кого есть сложности со зрением, и тем, для кого не годятся стандартные приемы работы с мышью и клавиатурой.

Принцип одного окна

Microsoft собрала все нужные нам функции в одном месте, так что их будет легко найти и удобно использовать. Нажимайте на кнопку «Пуск», а в открывшемся меню - пункт «Все программы». В категории «Стандартные» найдите папку «Специальные возможности», а в ней - Центр специальных возможностей. Лучше сразу создать ярлык для рабочего стола, чтобы в дальнейшем обойтись без квеста по меню.

Открывшееся окно и есть наша отправная точка. На скриншоте ниже видно, как получить доступ ко всем опциям, о которых пойдет речь дальше.

Мы должны сразу предупредить о том, что не во всех случаях функции, собранные в Центре специальных возможностей, сделают управление ПК легким. Иногда это будет переход от очень сложного к менее сложному, иногда - от невозможного к возможному хоть как-нибудь. Так или иначе, тех, ради кого мы все это разбираем, потребуется обучить, а затем еще будет непростой период привыкания. Только потом будет результат.

Для многих функций необходимо оснастить компьютер аудиоколонками и микрофоном: это позволит слышать то, что трудно рассмотреть, и дать команду голосом тогда, когда трудно или вообще нельзя для того же использовать клавиатуру и мышь.

Учимся видеть

Для людей с ослабленным зрением интерфейс Windows с множеством мелких деталей - настоящая мука. Включив экранную лупу можно в несколько раз увеличивать в размерах любой участок экрана, а перемещаться по нему можно все так же, при помощи мыши. Окно управления экранной лупой предельно простое, никаких подводных камней нет: главное выбрать нужный уровень увеличения кнопками «Плюс» и «Минус».

Вторая функция для плохо видящих людей - изменение внешнего вида интерфейса Windows на более контрастный. Попробуйте включить такой режим - по умолчанию, это делается сочетанием клавиш Левый Alt + Левый Shift + Print Screen . Повторное использование тех же клавиш режим отключает. Другие мелкие изменения в отображении элементов управления Windows доступны из Центра специальных возможностей через пункт «Настройка изображения на экране».

Третья функция - самая радикальная, так как она позволяет делать некоторые операции на компьютере вовсе без экрана или тогда, когда на нем почти ничего не удается рассмотреть несмотря на использование уже описанных возможностей. Для этого в Windows можно включить экранного диктора, который будет читать весь текст, отображаемый в окнах. На вашем ПК скорее всего, не будет специального программного обеспечения. Чтобы это исправить, вам потребуется загрузить три бесплатных модуля с сайта Microsoft .

По ссылке выше нужно выбрать вариант для версии Windows 7 - 32 или 64 бит. По ссылке ниже для поддержки русского языка нужно загрузить только файлы MSSpeech_SR_ru-RU_TELE.msi и MSSpeech_TTS_ru-RU_Elena.msi .
https://www.microsoft.com/en-us/download/details.aspx?id=27224

Если все уже установлено, в настройках функции экранного диктора нужно выбрать русский язык.

Улучшаем клавиатуру и мышь

Тем, кому трудно найти общий язык с мышью, можно помочь и с этим. В первую очередь, зайдите в стандартные настройки мыши и отрегулируйте скорость перемещения указателя, его размер, скорость срабатывания двойного нажатия. В Центре специальных возможностей, кроме того, можно включить управление мышью с клавиатуры.

Удивительно, но можно сделать и наоборот. Включив виртуальную клавиатуру, можно нажимать на ее клавиши, используя указатель мыши.

Обычную клавиатуру можно «прокачать», включив последовательное нажатие клавиш для их сочетаний вместо одновременного. За это отвечает параметр «Залипание клавиш». После включения опции, к примеру, нужно будет для копирования нажимать Ctrl и С не вместе, а по очереди с не слишком большой паузой.

Делай, как я говорю

Windows 7 поддерживает голосовое управление - функцию очень полезную для тех, кто плохо видит или с трудом может использовать мышь и клавиатуру. К сожалению, Microsoft так и не адаптировала эту возможность под русский язык. Если человек, который будет пользоваться ПК, готов управлять им на английском, предварительно придется в настройках Windows 7 интерфейс операционной системы тоже переключить на этот язык, и только потом можно будет включить параметр «Распознавание речи» в Центре специальных возможностей.

Если возвращаться к управлению на русском, то есть несколько сторонних программ, например, «Горыныч» или Vople, но работают они не очень хорошо, и никакой поддержки со стороны разработчиков не ведется. Даже официальный сайт найти нельзя. Прочие сайты, предлагающие скачать эти программы, мы рекомендовать поостережемся. Примерно та же ситуация с диктовкой текста на русском.

Что же делать? Пожалуй, пока остается перейти на Windows 10 и ждать, когда встроенный голосовой помощник научится русскому. По слухам, этом может случится уже в 2016 году. Следите за новостями.

Компьютеры и другие устройства для слепых

Персональный компьютер плотно вошел в повседневность каждого человека, упростив многие моменты. В настоящее время без него обойтись просто не представляется возможным. Компьютер представляется как вещь само собой разумеющаяся.

С другой стороны в нашей стране ежегодно становятся инвалидами по зрению более 45 тысяч человек. Для таких людей компьютер также может оставаться частью жизнедеятельности, для них разработаны специальные ЭВМ, подстроенные под их особенности здоровья. Это компьютеры для незрячих и слабовидящих.

Если при работе на обычном компьютере основная нагрузка идет на глаза, то у людей слабовидящих эта нагрузка переходит на органы слуха и осязание, которые по жизни у таких людей играют ведущую роль.

Устройства для слабовидящих

У компьютеров, предназначенных для людей с ограничениями по зрению, имеется ряд дополнительных устройств. Они необходимы для упрощения процесса взаимодействия между ПК и человеком. Из их разновидностей стоит отметить говорящие компьютеры, принтеры и дисплеи Брайля. Рассмотрим их модели и функциональные особенности.

Говорящие компьютеры

Для полноценной работы на компьютере людям с ограниченными возможностями используются синтезаторы речи

Они отличаются разнообразием. Существуют как платные, так и бесплатные вариации.

Стоит отметить такие разновидности, как:

  1. jaws;
  2. Nida;
  3. Cobra;
  4. экранный диктор внутри Windows.

Говорящие компьютеры дают шанс слабовидящим пользоваться компьютером на уровне с обычными людьми. Они позволяют им пользоваться интернетом, электронной почтой, скайпом, создавать текстовые документы, электронные таблицы, слушать музыку и аудиокниги и пр.

Дисплей Брайля – устройство вывода и отображения графической и текстовой информации в виде точечных символов (азбука Брайля). Подключить его к компьютеру можно при помощи usb — провода или с применением Bluetooth.

Из последних новинок стоит отметить такие разновидности дисплеев Брайля, как Focus 14 Blue, Focus 40 Blue, Focus 80 Blue.

Все они отличаются малыми размерами и весом, что крайне удобно. Также на дисплее имеется кнопка блокировки, что позволяет избежать ненужного нажатия какой-то кнопки случайно.

  • Брайлевский дисплей Vario отличается компактностью. Его можно взять с собой в любой ситуации, чему способствует хорошая автономность, работы без подзарядки на протяжении 50 часов;
  • Брайлевский дисплей SuperVario подходит для подсоединения к любому персональному компьютеру. Его отличительными особенностями является надежность и гибкость управления;
  • дисплей VarioConnect 40 предназначен для подключения к компьютерам малого размера, ноутбукам или мобильным телефонам.

Принтеры Брайля

Это устройство (его ещё называют теснитель), предназначенное для печати, как обычных документов, так и документов, напечатанных шрифтом Брайля. Оно выводит на печать текстовые файлы и графические изображения в виде рельефно-точечной символики.

Сопутствующее программное обеспечение позволяет перевести любой формат (текст, изображение) в брайлевский шрифт.

Также с его помощью можно напечатать и обычный вариант документа в параллели с брайлевским.

Это несомненное преимущество позволяет обучать на равных людей с ограничениями по зрению и обычных школьников.

Разновидностей таких принтеров множество, поэтому чтобы сделать качественный выбор при покупке необходимо учитывать их функциональные характеристики: рабочее напряжение, сила тока, уровень шумового воздействия, скорость печати, наличие функции непрерывной подачи бумаги в принтер, ширина листа, совместимость с операционными системами.

Некоторые модели и их особенности

Его отличительные характеристики:

  1. печать без перерыва на протяжении 8 часов;
  2. компактность;
  3. возможность использования для печати Z-складывающейся бумаги;
  4. высокая мощность;
  5. дуплексная печать;
  6. присутствие внутреннего сканера;
  7. автоматическое обновление программного обеспечения.

Тиснитель Pxoenix

Имеет следующие характеризующие параметры:

  • надежность;
  • высокая скорость печати;
  • вывод на печать как текстовых документов, так и графических изображений;
  • широкий функционал программного обеспечения.

Настольный тиснитель Cub Braille Embosser

Его отличают такие ключевые параметры, как:

  1. малые размеры;
  2. высокая скорость печати и мощность;
  3. небольшой уровень шума;
  4. печать на различных поверхностях;
  5. 8 уровней печати цветов и точек.

Принтер Braille Box V4

Его отличают такие особенности, как:

  • дороговизна;
  • большие габаритные размеры;
  • наличие вентиляции, подавляющей шум;
  • возможность печати большого количества копий документов;
  • печать различных форматов;
  • возможность печати, используя обычную бумагу;
  • высокое разрешение.

Обзор программ и операционных систем для слабовидящих

Мы подготовили обзор основных продуктов для людей с плохим зрением и так:

Программа экранного доступа Nida

Программа экранного доступа Nida может быть установлена на персональный компьютер или миниатюрный флэш-диск.

Также существует вариант, в котором представлена исходная кодовая информация, которые предназначен для тех, кто желает принять участие в разработке.

Для начала работы необходимо распаковать zip-архив и запустить программу.

Звуковой сигнал оповестит о том, что работа началась. На экране появится основная информация относительно настроек программы и ее функционирования.

Программа экранного доступа Jaws. Программа упрощает работу на компьютере слепым людям и людям, зрение которых ослаблено.

Она позволяет озвучивать всю символику экрана монитора различными голосами, с ее помощью можно не только прочитать интересующую информацию, отображаемую на экране монитора, но и пообщаться, поиграть в игры.

Данная программа имеет демо-версию, которую можно попробовать бесплатно в течение 30 минут.

Программы фирмы ClaroSoftware

Продукты фирмы ClaroSoftware предназначены для лиц, имеющих ограничения по зрению. Стоит уделить внимание таким продуктам, как:

  1. LookOut – программа для пользования незрячими людьми. Она озвучивает всю информацию, которая в данный момент находится на экране. Для ее управления используется клавиатура;
  2. Magnus – программа рассчитана для пользования лицами с ослабленным зрением. Основная ее функциональная особенность – наличие лупы, которая многократно увеличивает тот или иной объект с экрана компьютера;
  3. SpeakOut . С помощью данного продукта люди с ограниченными возможностями по зрению слышат тот фрагмент информации с монитора, на котором в данный момент находится курсор мыши.

Утилита Кобра упрощает работу с Windows 7, Vista или Windows XP для слепых и слабовидящих пользователей компьютера.

Кобра объединяет все стандартные функции современной программы экранного доступа, ориентированной на пользователя. Программа Кобра фиксирует требования пользователя и выводит важную информацию с компьютерного монитора с помощью речи, брайля или увеличения экрана.

Программа Webwizard

Программа Webwizard приложение, работающее в комплексе с MS Internet Explorer, представляет собой web-страницу (как в обычном режиме), с которой можно делать различные действия в интернете (вводить запрос, искать интересующую информацию, переходя от источника к источнику и пр.).

Операционная система Luwrain после загрузки дает возможность работы на персональном компьютере людям с ограниченными возможностями по зрению.

Отличительной чертой является то, что при помощи данной операционной системы выполнение действий происходит абсолютно по-другому в сравнении с другими ОС (в некоторых случаях даже быстрее и проще).

Помимо «речевого помощника», который озвучивает всю экранную информацию, в данной системе имеются и функции изменения шрифта и цвета (для удобства слабовидящих людей).

Видео: Идея фикс — компьютер для незрячих

Выводы

В настоящее время разработано множество программных продуктов и различных девайсов (устройств), которые позволяют незрячим и слабовидящим людям пользоваться персональным компьютером наравне с обычными людьми.

Единственным неприятным моментом является высокая стоимость, однако в большинстве случаев ее оправдывает качество.

Для большинства из нас, людей вполне здоровых и независимых, проблемы инвалидов зачастую кажутся слишком далекими и чуждыми, недостаточно актуальными. Происходит это потому, что те возможности и блага, которые человеку со специфическими потребностями даются с огромным трудом, порою недоступны, в жизни полноценная личность воспринимает как должное, не придает им особого значения. Мы привыкли видеть, слышать, ходить, заниматься любимыми делами, совсем не осознавая того, что рядом существуют и хотят жить настоящей жизнью тысячи людей с физическими, сенсорными отклонениями, а ведь они многого попросту лишены.

Сегодня около 10% всего населения мира (650 миллионов человек) являются инвалидами. Три миллиона из них проживают на территории Украины, в России - от 10 млн до 15 млн. По данным Программы развития ООН (ПРООН), на долю развивающихся стран приходится 80 процентов людей с ограниченными возможностями. Тем не менее, встретить сегодня человека на коляске или с палочкой в метро, на улице можно нечасто. Причина - неприспособленность окружения к специфическим требованиям таких людей. Это обязывает инвалидов искать и находить решение возникающих проблем самостоятельно, с помощью всевозможных средств, одним из которых является компьютер. В последнее время во всем мире произошло осознание роли информационных технологий в общественном развитии, поэтому проблема формирования информационной культуры личности человека с ограниченными возможностями приобрела особое значение. Однако насколько готов принять цифровой мир инвалида, какие возможности в вопросах развития и самореализации предоставляет ему технический и технологический прогресс?

Роль IТ в образовании и трудоустройстве инвалидов

Одним из самых важных компонентов комплексной реабилитации инвалида, обеспечивающей человеку с ограниченными возможностями определенного рода самостоятельность и независимость, является обучение. Согласно данным ЮНЕСКО, сегодня более 90% детей с особенными потребностями в развивающихся странах не посещают школу. Половина из всех проживающих на территории России инвалидов - трудоспособного возраста. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство людей с ограниченными возможностями живут за чертой бедности. Причины - недостаточный уровень обеспечения их со стороны государства, отсутствие возможности получения интересной и высокооплачиваемой работы. Проблема поиска рабочих мест обусловлена несколькими факторами: неимение у людей необходимых знаний и навыков, нежелание работодателей иметь дело с инвалидами. С точки зрения экономиста, государственным и социальным структурам намного выгоднее предоставить инвалидам возможность получения соответствующих профессиональных знаний, поиска достойной работы, нежели вести политику поддержания особого морального настроя и своевременного предупреждения депрессий и самоубийств. Как говорится, выгоднее и проще научить человека добывать пищу, нежели кормить его всю жизнь. Сегодня из 100 инвалидов получить высшее образование удается только двум абитуриентам. Большинство отечественных вузов аргументирует свое нежелание сотрудничать со студентами-колясочниками или инвалидами по слуху банальной неприспособленностью программ и несоответствием условий обучения специфическим требованиям инвалидов. Тем не менее, как показывает опыт вузов других стран, наиболее эффективным способом решения этих вопросов является использование в учебном процессе компьютерных систем. Трудно поверить, но сегодня более 70% людей с ограниченными возможностями, живущих в Норвегии, Голландии, Финляндии получают профессиональное образование именно с помощью информационных технологий. Среди наиболее распространенных методик обучения инвалидов с применением IT можно выделить:
  • дополнительное обучение - организация объединениями инвалидов или работающими в этой сфере организациями обучающих тренингов, семинаров и курсов;
  • раздельное обучение - подготовка специалистов в специализированных учреждениях;
  • интегрированное обучение - инвалиды обучаются наравне с обычными студентами или слушателями;
  • дистанционное обучение - реализуемый посредством современных технологий коммуникации и интернета тип обучения, который предусматривает удаленное взаимодействие преподавателя и учащегося.
Каждая из этих методик имеет свои преимущества и недостатки, однако, судя по данным экспертных оценок и статистики, наиболее эффективным для людей с ограниченными возможностями является применение IТ именно в рамках дополнительного обучения. Наряду с вышеперечисленными методами обучения, широкой популярностью в нашей стране пользуются компьютерные центры. На данный момент в России действует около ста учреждений, предлагающих людям с ограниченными возможностями услуги бесплатного обучения, как компьютерной грамотности в целом, так и по специальностям. На протяжении долгого времени популяризация таких организаций во многом зависела от доступности технологий, средств, программного обеспечения. Сейчас, к счастью, компьютер уже не является дорогим удовольствием, позволить которое себе могут только обеспеченные люди. К слову, некоторые компьютерные центры в России и Европе предоставляют возможность реабилитации посредством обучения не только взрослым, но и детям-инвалидам. Для этого используются специальные программные комплексы, игры. Согласно данным Международного института инвалидности, в США использование компьютерных технологий в образовании людей с ограниченными возможностями способствует повышению успеваемости студентов на 50%, а также улучшает усвоение материалов на 30%. Кроме специализированных компьютерных классов и центров, услуги обучения инвалидам предоставляют центры занятости, университеты и институты. Ниже представлен перечень государственных и негосударственных вузов России и Украины, имеющих опыт работы со студентами-инвалидами:
  • Открытый международный университет развития человека "Украина", Киев (www.vmurol.com.ua)
  • Русский гуманитарный интернет-университет (РГИУ) (www.i-u.ru)
  • Московский государственный социально-гуманитарный институт (МГСГИ) (бывший Московский государственный гуманитарный институт-интернат), 107150, Москва, ул. Лосиноостровская, д.49
  • Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (МГТУ) (www.bmstu.ru)
  • Государственный специализированный институт искусств (ГСИИ), (121151, Москва, Резервный Проезд, д. 10/12)
  • Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых "РЕАКОМП" (www.rehacomp.ru)
  • Московский педагогический государственный университет (МПГУ) (www.mpgu.ru)
  • Российский государственный социальный университет (РГСУ) (www.rgsu.net)
  • Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) (www.mgppu.ru)
  • Московский социально-педагогический колледж (МСПК) (www.mgppu.ru/education/dovuz/college/)
  • Московский государственный университет печати (МГУП) (www.mgup.ru)
  • Московский институт иностранных языков (www.gaudeamus.ru)
  • Московский государственный лингвистический университет (www.linguanet.ru)
  • Российский государственный открытый технический университет путей сообщения (www.rgotups.ru)
  • Новосибирский институт социальной реабилитации (www.nstu.ru/isr/russian/)
  • Российская академия предпринимательства (www.rusacad.ru)
  • Челябинский государственный университет Министерства образования РФ (www.csu.ru)
Интересно отметить, что недавно мэр Москвы Юрий Лужков объявил о готовности властей компенсировать плату за дистанционное обеспечение студентов-инвалидов в негосударственных высших учебных заведениях столицы. По его словам, сегодня уровень развития IТ предоставляет возможность таким людям учиться и работать на дому. В рамках этого проекта, студент будет самостоятельно оплачивать свое образование деньгами, которые предоставят ему городские службы. Затронем вопрос последующего трудоустройства инвалидов, получивших образование в вузах или специализированных центрах. По словам представителей Университета "Украина", большинство выпускников-инвалидов этого заведения сегодня трудоустроены. Тем не менее, в среднем по Украине и России показатель трудоустройства людей с ограниченными возможностями по специальности колеблется на уровне 40-62%. Такая же ситуация, кстати, наблюдается и на рынке труда США. Но в данном случае сравнивать результаты этих двух стран некорректно. В Штатах показатель, равный 40%, считается вполне удовлетворительным, у нас же - наоборот, и происходит это потому, что за рубежом нет квот, а у нас они присутствуют. Поэтому для того, чтобы создать для инвалида необходимые условия реабилитации и интеграции, обществу необходимо не только дать этим людям возможность научиться, но и в дальнейшем применить полученные знания на практике. Стремительное развитие средств коммуникации и интернета, наконец, позволило представителям многих профессий избавить себя от необходимости ежедневно ездить на работу. Бизнес и обязанности перекочевали в легкие переносные ПК, появились тысячи рабочих мест в Сети. Для инвалидов интернет открыл возможности не только доступа к любой информации, общения, обучения, но и работы в различных областях в удалённом режиме. В целом, среди наиболее удобных для людей с ограниченными возможностями (в частности, колясочников) и востребованных специальностей в сфере IТ можно назвать следующие:
  • оператор ПК;
  • переводчик;
  • веб-разработчик;
  • художник компьютерной графики;
  • администратор сети;
  • дизайнер.
В то же время, говоря о состоянии рынка труда для инвалидов и привлекательности профессий в том или ином регионе, стране, нужно учитывать множество специфических факторов, включая конъюнктуру рынка, состояние экономики и другие. Сегодня в базах данных вакансий и резюме можно найти десятки предложений вроде "Работа в интернете на дому". Вдобавок ко всему прилагается обнадеживающая информация о достойной оплате труда, простоте рабочего процесса, минимальных затратах времени. Основываясь на личном опыте, хотелось бы посоветовать заинтересовавшимся быть бдительными и осторожными. Для начала - лучше несколько раз все проверить и подумать, стоит за это браться или нет. Самый быстрый способ - прочесть отзывы пользователей и удостовериться в существовании и авторитете организации-работодателя с помощью любого поискового сервиса.

Технологии для инвалидов: сделать жизнь интереснее и проще

Человек является существом общественным, обществом созданным и от него зависимым. Такое определение в большинстве случаев можно отнести ко всем людям, в частности, инвалидам. В особой мере эта зависимость от общества проявляется у индивида тогда, когда ему приходится проводить день за днем, жить в инвалидном кресле и в четырех стенах. Являясь частью общества, человек с ограниченными возможностями имеет полное право как на самореализацию, так и на реализацию себя в обществе. Один из способов, средство достижения этого - коммуникация. Основными инструментами коммуникации для миллиардов людей в наше время является мобильная связь и ПК. Несмотря на многообразие моделей мобильных устройств, представленных сегодня на рынке, некоторым инвалидам, к сожалению, тяжело выбрать подходящий и отвечающий личным требованиям аппарат. Об этом свидетельствуют результаты недавно проведенного организациями Shepherd Center и Georgia Institute of Technology социологического исследования в США. Тем не менее, мобильная связь среди людей с ограниченными возможностями сегодня пользуется большой популярностью. К примеру, в период с 2001 по 2007 годы число инвалидов-владельцев телефонов выросло с 72% до 85%. Три четверти опрошенных находят свои аппараты простыми и удобными в использовании, однако многим из них хотелось бы иметь доступ к некоторым специфическим функциям и сервисам. Среди них: возможность вызова помощи в случае чрезвычайного происшествия, усовершенствованные функции голосовой связи, обмена текстовыми сообщениями. Также инвалиды выражают заинтересованность в разработке мобильных устройств, совместимых с современными слуховыми аппаратами. Очень интересное решение для плоховидящих и слепых мобильных пользователей недавно представили инженеры организации knfb Reading Technology . Речь идет о программном комплексе Reader Mobile. ПО, совместимое со смартфоном Nokia N82, предоставляет человеку возможность мгновенного распознавания печатного текста и его озвучивания в режиме реального времени.

Владельцу нужно лишь навести камеру телефона на объект (письмо, меню в ресторане, страница книги или газеты, документ, надпись на улице, пометка) и щелкнуть на кнопку спуска. Далее комплекс действует по принципу распознавания текста обычным сканером и сразу же его озвучивает.

Интересно отметить, что Reader Mobile позволяет слепому человеку также определять валюту, сохранять тысячи страниц текста или картинок. К недостаткам Reader Mobile можно отнести совместимость только с телефоном Nokia N82 и высокую стоимость (около $2000). Очевидно, для стабильной работы системы необходима мощная аппаратная база мобильного аппарата и 5-Мп камера с ксеноновой вспышкой. Остается надеяться, что подобные комплексы вскоре станут доступны и нашим пользователям, получат поддержку большего количества моделей смартфонов и телефонов. Если инвалид-колясочник может использовать для работы, учебы, развлечений обычный настольный ПК или ноутбук, то слепые люди этой возможности лишены. Для того, чтобы удовлетворить потребности слабовидящих людей, инженерам-разработчикам приходится создавать специфические устройства. По внешнему виду такие компьютеры во многом отличаются от привычных для обычного пользователя систем - здесь нет ни монитора, ни мыши. Совсем недавно дизайнер Джонатан Лукас представил общественности прототип полноценного ПК Siafu для слепых. Модель выполнена в форм-факторе планшета с несколькими кнопками и поверхностью из специального материала, именуемого "magneclay".

Magneclay представляет собой намагниченную субстанцию, которая под воздействием электромагнитного поля способна менять свою форму, генерировать объемные изображения, преобразовывать текст на дисплее в шрифт Брайля. Отметим, что Magneclay не имеет стабильной молекулярной структуры, поэтому этот материал можно безо всякого риска подвергать деформации бесчисленное количество раз.

В то же время, во время воздействия на субстанцию электромагнитного поля, Magneclay сохраняет достаточную для прикосновения жесткость, поэтому её можно не стесняясь ощупывать, сколько потребуется.

Siafu также оснащен микрофоном для общения или ввода информации. Будем надеяться, что новинка все же поступит в продажу по доступной цене.

Вслед за Siafu надежду людям с ограниченными возможностями зрительного восприятия дала корпорация Sony, представив прототип телевизора-компьютера SandBox PC. Так же, как и разработка Джонатана Лукаса, SandBox PC представляет собой планшет со специальной поверхностью.

Особенностью устройства является операционная система Zen, которая позволяет выводить на активную поверхность компьютера информацию шрифтом Брайля и объемные изображения. Нужно сказать, что SandBox PC все еще находится на стадии концепта, и пока неизвестно, суждено ему попасть на рынок или нет. Сегодня на помощь людям с ограниченными возможностями приходят не только компьютеры, телефоны, но и беспроводные технологии. К примеру, технология беспроводной связи Bluetooth, с помощью которой мы каждый день передаем с телефона на телефон музыку, картинки, недавно позволила инвалиду войны в Ираке Джошуа Блейллу (Joshua Bleill) снова встать на ноги. Американец стал участником эксперимента, в ходе которого тестировались оснащенные двигателями и датчиками протезы.

Bluetooth дает возможность координировать состояние моторов, делает движения при ходьбе более слаженными и плавными. Использование технических средств, реализованных в таких протезах, снижает нагрузку на мышцы и позволяет инвалиду чувствовать себя комфортнее во время пеших прогулок.

Настоящим сюрпризом для американских инвалидов-путешественников стал анонс компанией BarZ оригинального GPS-навигатора GPS Ranger, отличающегося от большинства представленных на рынке моделей поддержкой функции сурдоперевода. Новинка будет призвана заменить электронные путеводители для прогулок по территории национальных парков и заповедников США.

Помимо определения маршрута и предоставления информации о местонахождении пользователя, электронные путеводители позволяют получить доступ к интересной аудиоинформации о местности. С GPS Ranger у слабослышащих или глухих людей теперь появится возможность узнать о том или ином месте с помощью языка жестов или же посредством субтитров. Особенностью новинки также является поддержка большого количества языков.

По словам представителей компании-изготовителя, обновление баз данных производится ежедневно. Что же, такое решение не мешало бы взять на заметку разработчикам автомобильных устройств навигации и ПО. Будем надеяться, что вскоре GPS-устройства с функцией сурдоперевода появятся и на отечественном рынке.

Компьютер для людей с ограниченными возможностями. Сенкевич Г.Е.

Компьютер для людей с ограниченными возможностями. Сенкевич Г.Е. Первая в России книга, посвященная использованию компьютера людьми с ограниченными возможностями. Рассмотрены средства ввода для людей с ограниченной подвижностью, настройки системы и программ, облегчающие работу людям с ограничениями по зрению и слуху. Приводятся примеры и советы по самостоятельной адаптации компьютеров и мобильных устройств в различных ситуациях. Обсуждаются технические, правовые и практические аспекты дистанционного обучения и удаленной работы в российских условиях. Книга содержит полезные советы по применению интернет-технологий при покупках, расчетах и платежах, подборку ссылок на тематические ресурсы Интернета. Особое внимание уделяется устройствам, гаджетам и программам, которые подходят русскоязычным пользователям.
Для людей с ограниченными возможностями, родителей детей с особенностями развития, педагогов, врачей-дефектологов, социальных работников.

Глава 1. Цифровые технологии и возможности человека
1.1. Компьютер как инструмент и протез
1.1.1. Доступность, инклюзия и качество жизни
1.1.2. Современные цифровые технологии для людей с ограниченными возможностями
1.1.3. Компьютерная грамотность
1.1.4. Подходящие компьютеры и мобильные телефоны
1.1.5. Специальное программное обеспечение
1.1.6. Специальные устройства и компоненты
1.2. Правовые вопросы
1.2.1. Равенство прав
1.2.2. Социальная поддержка
1.3. Заключение
Глава 2. Работа на компьютере при ограничениях двигательной активности
2.1. Настройки мыши и клавиатуры
2.1.1. Настройка мыши
2.1.2. Центр специальных возможностей Windows 7
2.1.3. Экранная клавиатура
2.2. Настройка рабочего стола и программ
2.2.1. Клавиши быстрого вызова и клавиатурные сокращения
2.2.2. Запуск программ с помощью значков рабочего стола
2.2.3. Настраиваемые клавиши
2.2.4. Клавиатура и Internet Explorer
2.2.5. Управление мышью
2.3. Альтернативный ввод данных
2.3.1. Трекболы
2.3.2. Тачпады и планшеты
2.3.3. Джойстики
2.3.4. Специальные клавиатуры и мыши
2.3.5. Кнопки и сенсоры
2.3.6. Манипуляторы IntegraSwitch® и IntegraMouse®
2.3.7. «Кто виноват?» и «Что делать?»
2.3.8. Переделка мышей и клавиатур
2.3.9. Дополнительные приспособления
2.3.10. Веб-камера в качестве мыши
2.4. Распознавание речи и голосовое управление в Windows
2.4.1. Встроенные средства Windows 7
2.4.2. Программы для распознавания речи
2.4.3. Управление голосом в браузере Opera
2.4.4. Голосовой поиск в браузере Google Chrome
2.5. Заключение
Глава 3. Технологии для слабовидящих
3.1. Адаптация компьютера
3.1.1. Выбор монитора (телевизора) и клавиатуры
3.1.2. Центр специальных возможностей в Windows 7
3.1.3. Настройка указателя мыши
3.1.4. Встроенные средства Linux
3.1.5. Программы «экранные лупы»
3.1.6. Настройка прикладных программ
3.2. Программы для чтения с экрана
3.2.1. Файлы электронных книг
3.2.2. Приложения «общего назначения»
Редактор Microsoft Word
Программа Adobe Reader
3.2.3. Программы-«читалки»
Программа CoolReader
Программа Text-Reader BookShelf
Программа AlReader
Программа ICE Book Reader Professional
3.3. Электронные книги
3.3.1. Выбор электронной книги (E-book)
3.3.2. Настройка электронной книги
3.3.3. Поддержка различных форматов
3.3.4. Сканирование и распознавание текста
3.3.5. Аудиокниги
MortPlayer Audio Book
Ambling Bookplayer
AIMP
Angel"s Vox
3.4. Увеличители и усилители изображения
3.4.1. Автономные устройства
3.4.2. USB-камеры
3.5. Заключение
Глава 4. Технологии для незрячих
4.1. Тактильные устройства ввода/вывода
4.1.1. Тактильные строки и дисплеи Брайля
4.1.2. Принтеры Брайля
4.1.3. Брайль и голос
4.2. Тифлокомпьютеры
4.3. Программы экранного доступа для Windows
4.3.1. Экранный диктор
4.3.2. Программа JAWS для Windows
4.3.3. Кобра
4.3.4. Window-Eyes
4.3.5. Проект NVDA
4.4. Синтез речи в прикладных программах
4.4.1. Синтез речи в Microsoft Windows
4.4.2. Чтение электронных книг вслух
4.4.3. Адаптация браузеров
Программа SAToGO
Онлайн-переводчик ImTranslator
4.4.4. Программа «Балаболка»
4.5. Говорящий Linux
4.5.1. ALT Linux Homeros
4.5.2. Vinux
4.6. Мобильные телефоны и гаджеты
4.6.1. Синтезаторы речи для Google Android
4.6.2. Программы для Symbian
4.6.3. Доступность в iPhone и iPad
4.6.4. Проект slepsung.com (адаптация телефонов Samsung)
4.7. Заключение
Глава 5. Использование компьютера при нарушениях слуха и речи
5.1. Адаптация компьютера
5.1.1. Наушники
5.1.2. Сопряжение слуховых аппаратов с компьютером
5.1.3. Настройка компьютерного звука
5.1.4. Настройка проигрывателей для отображения субтитров
5.1.5. Использование текста или зрительных образов вместо звуков Windows
5.2. Освоение языка жестов
5.2.1. Азбука дактиля
5.2.2. Язык жестов в Интернете
Сайт «Сурдосервер»
Сайт «Жестов Нет?»
Сайт «Лигмир»
5.2.3. Чтение по губам
5.3. Синтез и коррекция речи
5.3.1. Портативные синтезаторы речи
Устройство GoTalk
Программные решения
5.3.2. Сурдологопедические тренажеры
Программа «Видимая речь»
Тренажеры от «Дэльфа М»
Программа Video Voice Speech Training System
5.3.3. Программы для корректировки заикания
Программа DAF/FAF Assistant
Сайт «Заикание.NET» и программа Stuttering.Pro
Программа axSoft Speech corrector
Программа BreathMaker
5.4. Заключение
Глава 6. Компьютерные игры
6.1. Развивающие компьютерные игры
6.1.1. Цели и задачи
6.1.2. Логические игры
6.1.3. Игры-рисовалки и игры-раскраски
6.2. 3D-игры
6.2.1. Требования к компьютеру
6.2.2. Игровые манипуляторы
6.3. Игры для слабовидящих и незрячих
6.3.1. Логические и карточные игры
Игра «Города»
Игра «Магистр слов»
Игра «Быки и коровы»
6.3.2. Аркады, гонки и «стрелялки»
Игра Lockpick
Игра Super Egg Hunt
Игра Duck Hunt
Игра Dark Destroyer
Игра Mortal maze
Игра «Техношок»
Игра Top Speed
Игры Ru Racing и Mach 1
6.3.3. Спортивные симуляторы
Игры от Vipgameszone
Игра WinPong
6.3.4. Стратегии и многопользовательские миры (MUD)
Игра SoundRTS
Игра Lords of the Galaxy
6.4. Заключение
Глава 7. Обучающие программы
7.1. Flash-игры
7.1.1. Тренировка счета и вычислений
7.1.2. Тренировка чтения и письма
Игры с портала «Солнышко»
Игры про Бабу-Ягу от «МедиаХауз»
Обучающая программа «Отличник»
7.2. Сборники обучающих программ
7.2.1. Образовательные программы «1С»
7.2.2. Коллекция «Кирилла и Мефодия»
7.2.3. Виртуальные лаборатории
Лаборатория VirtuLab
Лаборатория ядерной физики
Эмулятор физических опытов в среде BARSIC
Практикумы МарГТУ
Химическая лаборатория IrYdium Chemistry Lab
Физическая лаборатория Interactive Physics («Живая физика»)
Электротехническая лаборатория «Начала электроники»
7.3. Заключение
Глава 8. Дистанционное обучение
8.1. Организация дистанционного обучения
8.1.1. Компьютер как часть доступной среды
8.1.2. Поддержка дошкольников
8.1.3. Дистанционное обучение школьников
8.1.4. Проекты высшего и дополнительного образования
8.2. Технические средства дистанционного обучения
8.2.1. Подключение к Интернету
8.2.2. Электронная почта, ICQ, Skype
Электронная почта
Службы обмена мгновенными сообщениями
Использование Skype
8.2.3. Телеконференции
Вебинары по схеме «веб-сервер - браузер»
Вебинары с использованием специальных приложений
8.3. Заключение
Глава 9. Работа, платежи и безопасность в Интернете
9.1. Организация работы
9.1.1. Доступность рабочего места
9.1.2. Отношения с работодателем
9.1.3. Поиск работы
9.2. Фриланс
9.2.1. Порталы и биржи удаленной работы
9.2.2. Чем заняться?
Копирайтинг и рерайтинг, работа с контентом
Переводы
Веб-дизайн
Программирование
Работа на телефоне
Прочие возможности
9.3. Платежи и покупки через Интернет
9.3.1. Платежные системы Интернета
Система WebMoney Transfer
Яндекс.Деньги
QIWI Кошелек
Система PayPal
9.3.2. Управление банковским счетом
9.3.3. Интернет-магазины
9.4. Безопасность и мошенничество в Интернете
9.4.1. Вирусы, черви и трояны
9.4.2. Антивирусные программы и пароли
9.4.3. Социальная инженерия
9.5. Заключение

Официальные сайты
Интернет-порталы
Образование
Интернет-магазины
Социальные сети и форумы
Разное
Предметный указатель

Московский Педагогический Государственный Университет

Факультет Технологии и Предпринимательства

ИТ для людей со специальными потребностями

Выполнила студентка

5 курса 3 группы

Беспалова М.А.

Москва 2012

Использование интернета для обучения инвалидов

Вопрос использования современных Интернет-технологий и ресурсов сети для образования людей с ограниченными возможностями здоровья (людей с ОВЗ) представляется весьма многоплановым. Для людей с разными категориями физических ограничений применяются разные технологии, разные методики обучения.

При создании компьютера и компьютерных технологий не стояла задача приспособления их для использования именно инвалидами. Но люди с физическими ограничениями активно включились в освоение этих технологий, увидев в них средство для своей интеграции в общество, возможность повышения своего профессионального, образовательного и культурного уровня. Например, по мнению многих незрячих пользователей, «компьютер необходим слепому больше, чем трость». И это вполне справедливо, поскольку с появлением Интернета расширяются возможности в общении, в получении образования и т.п.

Рис. Схема взаимодействия пользователя с компьютером при использовании адаптивных технологий

Но, если обычный пользователь без ограничений здоровья общается с компьютером и использует его возможности непосредственно, то любому пользователю с ОВЗ необходимы специальные адаптивные технологии. Пользователь с ОВЗ, в конечном итоге, использует те же самые технологии, что и обычный пользователь, но опосредованно, – промежуточным звеном является адаптивная технология.

Развивались компьютерные и информационные технологии, развивался Интернет. Сегодня мы можем сказать, что компьютер и Интернет прочно закрепились в нашей жизни, в том числе и в образовательном процессе. Следом за общими технологиями развивались и программные и технические средства, позволяющие людям с ОВЗ более эффективно использовать компьютерные и информационные технологии. Но, к сожалению, надо сказать, что адаптивные технологии на сегодняшний день отстают от общих технологий, что накладывает определённые ограничения на использование необходимых ресурсов людям с ОВЗ. Однако же, в развитии адаптивных технологий имеются огромные результаты, и наблюдаются положительные тенденции в развитии, как адаптивных технологий, так и специализированных ресурсов для людей с ОВЗ.

Развитию образования с использованием Интернета могут способствовать технические средства, технологии и ресурсы. К специальным техническим средствам можно отнести тактильные дисплеи для незрячих пользователей, различные модификации клавиатур и манипуляторов для людей с нарушениями функций опорно-двигательной системы, манипуляторы-«рукавички» для людей с нарушениями слуха и речи и другие. Их назначение – обеспечивать пользователю с ОВЗ возможность наиболее эффективной самостоятельной работе на компьютере. Их разработка и внедрение зависят, главным образом от уровня научно-технического прогресса, доступность же для массового пользователя – от уровня цен на эти специальные технические средства.

Что касается технологий и ресурсов, то здесь вопрос не столь однозначен. Прежде всего, надо сказать, что невозможно создать технологию или ресурс, одинаково пригодный для использования людьми с различными видами физических ограничений.

Многие организации системы образования идут по пути облегчения инвалидам доступа к образовательным ресурсам.

Действующая в структуре Регионального центра образования инвалидов при Челябинском государственном университете лаборатория технических средств обучения, обучающих технологий и дистанционных методов оснащена современными мультимедийными компьютерами, объединенными в локальную сеть, и имеет выход в глобальную сеть Интернет. На сегодняшний день лаборатория располагает большим количеством обучающих мультимедийных (объединяющих в себе текст, графические иллюстрации, компьютерную анимацию, аудио- и видеозаписи) программ для абитуриентов. Самыми популярными, конечно, являются программы по русскому языку. Работая с компьютерными "репетиторами", абитуриент может проверить свои знания правил, восполнить пробелы, выполнить под диктовку компьютера упражнения, сделать работу над ошибками. Практика показывает, что даже несколько подобных занятий помогают сократить количество ошибок.

В лаборатории имеются обучающие программы по географии, биологии, физике, химии, иностранным языкам. В общем, каждый абитуриент-инвалид, обратившись к нам, обязательно найдет то, что нужно именно ему. Таким образом, работая с компьютерными обучающими программами, он получает возможность осваивать материал в спокойной обстановке, в удобном для себя темпе. Студенты-инвалиды, обучающиеся на различных факультетах университета, активно используют компьютер в учебном процессе. Они работают с текстовыми редакторами, с электронными таблицами, с графикой, компьютерными переводчиками и, конечно, с глобальной сетью Интернет.

Лаборатория занимается накапливанием специального программного обеспечения для лиц с ограниченными физическими возможностями. На сегодняшний день она располагает программами речевого синтеза, с помощью которых можно озвучить любой текст, и программами увеличения символов. Планируется приобрести более совершенные программы, которые озвучивают все действия, выполняемые пользователем.

В Академии управления «Татарский Институт Содействия Бизнесу» (ТИСБИ), г. Казань (http://dao.tisbi.ru/ ), в 2000 г. на основе новейших достижений информационных технологий, с использованием отечественного и зарубежного опыта образовательных проектов дистанционного обучения, разработана Интернет-система дистанционного асинхронного обучения (ДАО) (Свидетельства Роспатента № 2002610131, №2002620069).

Следует отметить, что все приведённые в пример методики не являются специализированными адаптивными технологиями. Безусловно, эти разработки полезны в социальном плане, поскольку облегчают доступ незащищённым слоям населения к образовательным ресурсам, а людям с ограниченными возможностями здоровья позволяют обучаться дистанционно и в любом удобном для них режиме. Но та же система ДАО оказывается совсем непригодной для незрячих пользователей.

Если говорить о зарубежном опыте, то в США, например, активно действуют организации, которые непосредственно не занимаются разработкой специальных технических средств и информационных технологий, но собирают все существующие адаптивные технологии, а также общие технологии с целью разработки возможностей их применения для обучения инвалидов. Среди таких организаций можно назвать Национальную службу Библиотеки Конгресса США для незрячих и людей с физическими ограничениями, Национальную Федерацию слепых, организации инвалидов разных категорий, а также исследовательские и реабилитационные центры. Эти организации контактируют с разработчиками и производителями специализированного и обычного программного обеспечения и оборудования, разрабатывают для них рекомендации, ищут новые возможности для применения специальных разработок. Благодаря огромной работе, проделанной подобными организациями, крупные разработчики обычного программного обеспечения предусматривают возможность использования адаптивных технологий. Так, например, корпорация Microsoft разработала собственный синтезатор речи и предусмотрела его использования в новых версиях операционной системы Windows.

Особенностью России является то, что приоритетным определилось направление по адаптации компьютерных технологий именно для инвалидов по зрению. Вызвано это, прежде всего, активностью и организованностью этой категории инвалидов, значением (весом) их общественных организаций, существованием и государственной поддержкой специальных библиотек для слепых. Ищут возможности практического применения специальных разработок.

История использования ресурсов Интернет пользователями с тяжелыми нарушениями зрения в России насчитывает почти столько же времени, сколько существует сам Интернет. Адаптация программного обеспечения и оборудования для нужд слепых и слабовидящих пользователей шла параллельно развитию глобальной Сети.

Широкое использование Интернета инвалидами по зрению в России начинается с середины 90-х годов. Единой стратегии в развитии этого направления не было и не существует до сих пор, поэтому инициаторами коллективного доступа к ресурсам глобальной сети становятся в Москве – компьютерные Центры Всероссийского общества слепых (ВОС), в остальных регионах страны – библиотеки для слепых, школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей, иногда – службы занятости населения.

Особую роль в развитии использования ресурсов Интернет инвалидами по зрению играют в РФ библиотеки для слепых. Они не только создают на своей базе компьютерные центры, обучающие пользователей и предоставляющие им свободный доступ к Интернет, но курируют подобные центры при университетах, например, в Новосибирске и во Владивостоке.

Так, в Приморском крае целенаправленно работает с 1997 года компьютерный центр в Приморской краевой библиотеке для слепых, который прошел несколько стадий в своем развитии: от компьютерного класса до Центра открытого доступа к Интернету для людей с ОВЗ. При отсутствии в программах коррекционных школ обязательного курса информатики, Центр открытого доступа к Интернету при библиотеке взял на себя выполнение следующих функций:

    базовая подготовка старшеклассников с ОВЗ к работе с адаптивными компьютерными технологиями и ресурсами Интернет для достижения независимости обучении в вузе;

    базовая подготовка специалистов, особенно поздноослепших, для продолжения полноценной жизни и профессиональной деятельности;

    профессиональное сопровождение работы пользователей с ОВЗ с ресурсами Интернет и адаптивными компьютерными технологиями;

    проведение курсов и семинаров по отдельным видам работы в Интернет;

    выполнение задач межвузовского компьютерного центра для студентов с ОВЗ;

    предоставление свободного доступа к Интернету для пользователей с ОВЗ, в том числе к ресурсам дистанционного обучения;

    апробирование новых адаптивных технологий для людей с ОВЗ;

    обобщение и распространение опыта работы пользователей с ОВЗ в Интернете;

    оказание методической помощи в организации подобных центров в других регионах и городах, проведение стажировок специалистов.

Из адаптивных технологий наиболее широкое распространение получили программы речевого экранного доступа JAWS и Virgo, поскольку представительства фирм-разработчиков работают в России, а также имеются русскоязычные версии этих программ. Эти программы замечательно работают с текстом и гипертекстом, но совершенно не распознают графических объектов.

Следует назвать также брайлевские тактильные дисплеи, но они, к сожалению, не получили широкого распространения из-за высокой стоимости. Слабовидящие пользователи используют стандартную электронную лупу, входящую в пакет Windows, а также программу экранного увеличения ZoomText.

К сожалению, вести речь о широком свободном доступе к Интернет пользователям с ОВЗ в России невозможно, так как на данный момент существует следующие нерешенные проблемы:

    Программное обеспечение, позволяющее инвалидам по зрению работать в Интернете, очень дорого, а потому мало доступно не только индивидуальным, но и многим коллективным пользователям.

    Технически это программное обеспечение несовершенно, так как по-прежнему оставляет недоступной для слепых пользователей графику и ряд сайтов.

    Из-за отсутствия концепции информатизации специального образования и обеспечения доступа к Интернет для людей с ОВЗ, в России не сложилась единой системы, а существуют разрозненные центры в различных организационных формах, не имеющие связи между собой, дублирующие друг друга и «изобретающие велосипед».

    Слабое развитие индивидуального использования Интернет-технологий пользователями дома. Этому препятствует высокая стоимость лицензионного программного обеспечения и дорогой трафик.

    Дистанционное обучение особенно приемлемо для инвалидов, имеющих помимо слепоты и другие нарушения, например, двигательные, но большая часть курсов незрячим недоступна, так как не адаптирована для работы с программами синтеза речи.

Надо отметить, что дистанционное обучение удобно для инвалидов всех категорий, поскольку позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья, не выходя из дома, получать курсы учебных материалов по выбранной ими теме. При этом учащиеся вполне могут воспользоваться существующими технологиями дистанционного обучения без адаптации учебных курсов. Исключение в этом случае составляют люди с нарушениями зрения.

Люди с нарушениями зрения, применительно к обучению на дистанционных курсах, могут быть дифференцированы по наличию у них остатка зрения: 1) на слабовидящих со значительным остатком зрения, которые пользуются программами увеличения изображения на экране, 2) и на людей с незначительным остатком зрения и тотально слепых, то есть тех, которые могут пользоваться только программами речевого экранного доступа.

Адаптация дистанционных курсов для слабовидящих может заключаться в том, что материалы курса должны набираться крупным шрифтом. Возможен также ряд дизайнерских решений, позволяющий облегчить работу с курсом при помощи программ экранного увеличения. Теоретически легко можно адаптировать любой учебный материал по любой теме для использования его слабовидящими при помощи обычной электронной лупы.

Несколько по иному складывается ситуация для тотально слепых и людей с небольшим остатком зрения, которые могут пользоваться компьютером, используя только программы речевого экранного доступа. Дело в том, что эти программы способны полноценно работать только с текстом и гипертекстовыми ссылками. Отсюда вытекают два существенных момента.

Первое - все электронные оболочки, используемые в дистанционном образовании, которые имеют графическую навигацию, непригодны для использования при помощи речевых синтезаторов. Если предполагается обучение на курсе людей с нарушениями зрения, то нужно выбирать или разрабатывать электронную оболочку с текстовой навигацией. Однако вполне успешно можно заменить обучение при помощи электронной оболочки на обучение по электронной почте. Можно рассылать учебные материалы и тестовые задания, также принимать выполненные задания при помощи электронных сообщений и вложенных файлов. Выполнение заданий учитывается в журнале, который также ведётся в электронном формате MS Word или MS Excel. Для общения студентов между собой и коллективного обсуждения дискуссионных вопросов можно создать электронную рассылку.

Второе. Даже теоретически не все учебные материалы могут быть адаптированы для использования при помощи синтезаторов речи. Например, курсы по любым видам дизайна или фотографии не могут быть описаны исключительно в текстовом формате. По многим техническим и гуманитарным дисциплинам возможно текстовое описание таблиц и схем

В рамках Программы «Обучение и доступ к Интернет», поддерживаемой американской некоммерческой организацией Прожект Хармони Инк., проводится курс дистанционного обучения «Разработка некоммерческих проекта (для обучающихся с ОВЗ)». На курсе обучаются инвалиды разных категорий, в том числе слабовидящие и слепые. Студентам предложено на выбор обучение с использование м электронной оболочки «Виртуальная среда обучения» (ВСО) либо обучение по электронной почте. При этом имеет место более высокая активность среди студентов, использующих электронную почту.

Курс разработан исключительно в текстовом формате, даже таблицы описаны при помощи текста. Тем, кто выбрал в качестве варианта обучения электронную почту, материалы высылаются в формате HTML. Для слабовидящих тексты набраны крупным шрифтом (14-й кегль). Отсутствие графических объектов позволяет программам речевого экранного доступа корректно считывать тексты. Материалы курса структурированы так, что при необходимости они могут быть записаны на компакт-диск, а также легко распространяться по электронной почте.

В скором времени возможна адаптация существующих и разработка новых курсов для обучения на них незрячих и слабовидящих студентов. Здесь имеет значение выбор тематики и профиля курсов. Однозначно могут быть адаптированы курсы по гуманитарным дисциплинам, некоторые технические курсы, не предполагающие использование графики. Также представляется необходимым создание текстовой версии сайта для входа в курс, поскольку зачастую существующие версии сайтов затрудняют доступ к основным ресурсам курсов для пользователей с нарушениями зрения.

Кроме названного курса имеются также ресурсы по обучению инвалидов. Но, в основном, это ресурсы, которые способствуют обучению, но не направлены на обучение непосредственно. Так, например, сайт Региональной Общественной Организации Инвалидов «Перспектива» содержит ресурсы по законодательной базе, позволяющей инвалидам обучаться на льготных условиях, полезные советы, ссылки на учебные заведения, обучающие инвалидов и т.д. Сайт незрячих пользователей компьютерной техники клуба «Интеграция» также способствует незрячим и слабовидящим пользователям совершенствовать свои навыки в работе с адаптивными технологиями.

Большую роль в повышении уровня образования инвалидов в России и странах СНГ сыграли Интернет-сообщества. Так, на электронных почтовых рассылках зачастую встречается информация, полезная для людей с ОВЗ, желающих учиться. Такие рассылки, как рассылка клуба «Интеграция» и рассылка «Тифлоресурс», почти ежедневно содержат информацию о новых адаптивных технологиях, о совершенствовании существующих, об учебных заведениях и возможностях обучения в них, о грантах и стипендиях на обучение.

Несмотря на то, что в использовании Интернет-технологий и ресурсов Сети для обучения людей с ОВЗ существуют определённые трудности, можно всё-таки с уверенностью сказать, что Интернет – это очень гибкая среда, причём среда дружественная, позволяющая стирать грани между обычными людьми и людьми с ослабленным здоровьем. Развиваются технологии, как обычные, так и специальные адаптивные. И сегодня мы с уверенностью можем сказать: у использования Интернета для обучения людей с ОВЗ большие перспективы