Учебное занятие FBX Импорт \ Экспорт. Расширение файла FBX Что такое файл fbx

В состав FBX SDK входят настольные приложения, которые плохо поддерживаются для работы на сервере. В частности отсутствует возможность потоковой передачи данных. Но даже с этими недостатками FBX является популярным форматом из-за поддержки импорта/экспорта для 3D контента основанного на web, к примеру созданного с помощью инструмента такого как Clara.io

Формат файла [ | ]

FBX может хранится на диске в виде бинарных или ASCII данных, FBX SDK поддерживает оба формата.

Оба формата не задокументированы, однако формат ASCII имеет древовидную структуру с чёткими обозначениями идентификаторов.

В то время как бинарный формат не задокументирован, есть неофициальная спецификация представленная Blender Foundation.

Существует также высокий уровень неофициальных спецификаций (в разработке), о том, как данные представлены в FBX (зависит от ASCII или двоичный формат), также опубликованные Blender Foundation.

Разрабатываемый компанией Autodesk — это формат обмена данными между приложениями для трёхмерного моделирования/проектирования, анимации и визуализации. Autodesk позиционирует его не только «для себя», но и для любых «сторонних» производителей ПО, поэтому формат FBX является открытым. Оказывается, для его просмотра не обязательно иметь в наличии один из «мейнстримовских» продуктов Autodesk, Inc., достаточно загрузить и установить проигрыватель QuickTime от Apple и плагин (plug-in) FBX от Autodesk (FBX QuickTime Viewer).

Замечание. В моей системе Windows XP плагин FBX «интегрировался» без проблем, с чем программа-установщик была рада меня поздравить, но QuickTime по прежнему отказывался распознавать новый формат. Я заглянул в папку, созданную инсталляционным пакетом Autodesk («по умолчанию» путь к директории с программой такой: C:\Program Files\Autodesk\FBX\FbxPlugins\XXXX\Quicktime, где «XXXX» означает текущую версию приложения, например, «2012.1») и нашёл там файл QTFbx.qtx, который является «расширением» QuickTime. Скопировав его в «родной» каталог проигрывателя (C:\Program Files\Apple\QuickTime\QTSystem) и перезапустив приложение, я добился результата — познакомил-таки FBX с QuickTime:)

Для того, чтобы открыть файлы формата FBX в проигрывателе QuickTime, нужно в окне выбора файлов в ниспадающем меню «Тип файлов» выбрать «Все файлы», тогда фильтр отобразит все возможные форматы, в том числе и FBX. Сцены открываются в отдельном окне. Важное замечание: плагин не позволяет открывать одновременно больше одного окна с трёхмерной сценой, поэтому, чтобы просмотреть следующую, программа сначала предложит Вам закрыть предыдущую.

Проигрыватель QuickTime не откроет следующий файл FBX до тех пор, пока будет активно окно с предыдущей сценой

Навигация трёхмерной сцены выполняется с помощью мыши и клавиш:

вращение — левая кнопка мыши;
панорамирование/перемещение точки просмотра — Shift + левая кнопка мыши;
приблизить/отдалить — Ctrl или Z + левая кнопка мыши;

Также доступны «горячие» клавиши:

A — скрыть/показать оси трёхмерной проекции;
C — последовательный просмотр сцены в проекциях через виртуальные камеры;
D — последовательный просмотр режимов отображения (обычный, плоский, сетка, UV-map);
F — отобразить всю 3D-сцену;
G — скрыть/показать координатную сетку;
H — скрыть/показать справочную информацию/помощь;
B — скрыть/показать информацию о плагине;
I — скрыть/показать информацию о сцене;
K — включить/выключить триггер клавиатуры (актуально для файлов, созданных с помощью Autodesk® Motion Builder®);
L — включить/выключить освещение сцены;
R — анимация сцены (дословно — «эффект свободного перемещения» — видимо, также актуально для файлов, экспортируемых из программ компании Autodesk®);
T — фиг его знает:)
V — последовательное переключение режимов просмотра;

Меня удивило одно обстоятельство. Файлы FBX, которые я экспортировал из пакета Blender версии 2.58, вполне корректно отображаются в окне программы (с одной оговоркой, о чём смотрите ниже по тексту). Однако, эти же файлы, но конвертированные из формата Wavefront OBJ с помощью Free Autodesk® FBX® Converter , распознаются плагином с «глюками», например, отображается только одна деталь модели из множества других:(

Ещё одно замечание. Если вы собираетесь экспортировать 3D-сцену или 3D-модель из Blender’а, например, для того, чтобы продемонстрировать её в QuickTime, увеличьте масштаб сцены/объекта примерно в 15-20 раз — модель будет отображаться в окне проигрывателя «в полный рост», а не в «микроскопическом» масштабе. Такова особенность соотношения «единиц измерений» между форматами Blender’а и Autodesk® FBX.

Кстати, плагин позволяет интегрировать трёхмерные сцены формата FBX в HTML-код для браузеров и выставлять, таким образом, своё творчество в сети на всеобщее обозрение в «натуральном виде»:) Подробнее об этой возможности можно прочитать в документации к плагину, которая входит в инсталляционный пакет.

Вы не знаете что сделать в ситуации, когда Ваш файл FBX не хочет открыться? Причин такой ситуации может быть несколько, и что из этого следует, несколько решений проблем с файлами FBX. Однозначно самой правдоподобной причиной является отсутствие программы в Вашем устройстве, которая может правильно интерпретировать данные, содержащиеся в файле FBX. Эту проблему Вы решите, проходя 3 следующие шаги:

  • скачать одну программу из списков, которые Вы найдете внизу
  • установите скачанную программу на своем компьютере
  • выберите установленную программу в качестве программы по умолчанию для обслуживания файлов FBX.

Что еще я могу сделать, чтобы решить проблемы с файлами FBX?

Причин отсутствия возможности открытия файла FBX на компьютере может быть как минимум несколько. Проще всего найти соответствующую аппликацию, установленную уже на компьютере, которая позволит открытие файла FBX. Если по-прежнему что-то не так, стоит проверить:

  • не поврежден ли FBX файл
  • не имеет ли файл ошибочной связи в записях реестра
  • полная ли инсталляция аппликации, обслуживающей данный формат файла
  • не инфицирован ли файл
  • актуальный ли драйвер, используемый для открытия файла
  • имеет ли компьютер достаточные параметры/технические ресурсы чтобы открыть файл с данным расширением
  • не удалено ли случайно расширение из реестра Windows

После исключения вышеуказанных дефектов файл FBX по-прежнему не совместим с Вашим программным обеспечением? Поетому проблема более сложна и требует помощи специалиста.

- Расширение (формат) - это символы в конце файла после последней точки.
- Компьютер определяет тип файла именно по расширению.
- По умолчанию Windows не показывает расширения имен файлов.
- В имени файла и расширении нельзя использовать некоторые символы.
- Не все форматы имеют отношение к одной и той же программе.
- Ниже находятся все программы с помощью которых можно открыть файл FBX.

Unity – многоплатформенный инструмент для создания трехмерных и двухмерных пользовательских игр. Пользователь может создавать собственных героев и их врагов, одежду, здания, сооружения, окружающий экстерьер. Программа позволяет импортировать дополнительные текстуры, модели, различные фоновые звуки, скрипты, спрайты. Unity поддерживает все известные форматы текстур (jpeg, png, gif). Работает с 3D-моделями формата 3DS, DXF. Поддерживает такие звуковые форматы как MP3 и WAV. Инструмент позволяет создавать игры без серьёзных навыков в области программирования. Основной код большинства элементов библиотеки написан на Javascript, но...

Файл FBX - файл обмена геометрическими данными в двух или трехмерном представлении между различными системами автоматизированного проектирования (САПР). Оригинальное название расширения FBX - Autodesk FBX Interchange File.

Данный формат не является широко распространенным в среде пользователей. Основная категория специалистов, применяющих FBX формат - технологи и конструкторы CAD/CAM/CAE систем.

Машиностроение, архитектура и строительство, кораблестроение - это лишь незначительный перечень промышленных отраслей, где широко используется формат FBX.

Зачастую, для создания сборочной единицы какого-либо изделия применяются САПР различного уровня. Для экспорта 3Д моделей конструктивных элементов в единый формат представления данных применяют расширение FBX. Таким образом, основное предназначение FBX - обеспечение совместимости CAD различных уровней и направленностей.

Программы для открытия файлов FBX

Компания Autodesk - основной потребитель расширения FBX. Отсюда и многообразие САПР данной компании, адаптированных для создания и редактирования FBX формата.

Большинством квалифицированных конструкторов рекомендованы следующие автоматизированные программные комплексы:

  • Apple QuickTime Player с плагином FBX QuickTime Viewer;
  • Cheetah3D (для MacOS).

Каждая САПР, приведенная в перечне, обладает своим уникальным набором методов и средств автоматизированного проектирования. Многие из них не предназначены для редактирования 3Д-модели в формате FBX, но доступны для визуального представления объекта на экране монитора.

Конвертация FBX в другие форматы

Как правило, каждая САПР имеет свой внутренний транслятор данных, позволяющий произвести конвертацию FBX во множество расширений, включая , и.т.д.

Однако для качественного преобразования трехмерной модели многие специалисты рекомендуют воспользоваться внешним конвертером FBX, например, Autodesk FBX Converter .

Дело в том, что внутренний конвертер не всегда в полной мере может произвести трансляцию данных. В частности, зачастую страдает конвертация твердотельной 3Д модели (на выходе может получиться поверхностная или каркасная модель).

Почему именно FBX и в чем его достоинства?

Универсальное представление данных трехмерной модели изделия - это основное достоинство формата FBX. Отдельные конструктивные элементы, полученные в CAD различного уровня, могут быть преобразованы в единый формат обработки данных - формат FBX. Разработчиками данного формата предпринята попытка научить проектировщиков 3D-моделей “разговаривать на одном языке”.